Все новости

Успение Пресвятой Богородицы.

Новости

28 августа 2017 г. в Свято-Успенском кафедральном храме г. Тихорецка отметили престольный праздник – Успение Пресвятой Богородицы.

За вечерним богослужением 27 августа на середину храма была вынесена плащаница Успения Божией Матери, которая будет находиться там до чина Погребения.

Утром 28 августа была совершена праздничная Божественная Литургия, которую возглавил настоятель храма протоиерей Андрей Дашевский. В храме собралось около четырех сотен человек, многие из них стояли в притворе и на ступеньках храма.

Радость праздника с молящимися разделили глава Тихорецкого района Анатолий Александрович Перепелин и мэр города Сергей Александрович Корякин.

После Литургии был совершен крестный ход. Под пение праздничного тропаря молящиеся прошли вокруг храма, а священнослужители щедро окропляли всех святой водой.

По окончании богослужения отец Андрей пригласил прихожан на праздничную трапезу, которая традиционно была приготовлена в полевой кухне.

Вечером 28 августа было совершено особое богослужение с чином Погребения Пресвятой Богородицы. На утрени после пения особых тропарей на «Бог Господь» были прочитаны погребальные статии Богородице, а в конце утрени, после Великого славословия, под пение погребального «Святый Боже», Плащаница Пресвятой Богородицы была обнесена крестным ходом вокруг храма.

Молящиеся приложились к Плащанице в храме, а батюшка помазал верующих освященным елеем.

***

Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных Богородичных праздников Православной Церкви.

Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием — «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII века 16 января, т. е. вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX века в то же число — «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV веков, сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа — Вознесения Богоматери на небо).

В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI века, когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. — сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV веке существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них — Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Как указывает архиепископ Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока», согласно Стишному прологу (древнему месяцеслову в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII века мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

Чин Погребения Пресвятой Богородицы

В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17-й кафизме (такие припевы в XIV-XVI веках исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX веку в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными. На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI веке и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской лавре и в костромском Богоявленском монастыре. При святителе Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был установлен, помимо Успения, также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери — 17 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го, после Литургии, крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери.

В приходской практике в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции; либо на праздничном всенощном бдении; либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически — как третий день после Успения, и исторически — такова была практика в Гефсиманском скиту).





Пресс-центр Свято-Успенского храма.