Таинства и обрядыСлово таинство означает священное действие, при котором тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа - спасительная сила Божия, или говоря языком светским: Божественная энергия. В Православной Церкви установлено семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, священство, елеосвящение. Кроме Таинств в Церкви совершаются обряды и последования: различные молебны, панихиды по усопшим, погребение. КрещениеВеликое таинство Крещения установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим ученикам Своим: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до окончания века" (Мф. 28, 19-20). Крещение необходимо каждому (независимо от возраста), кто желает быть членом Церкви Христовой и стремится обрести после телесной смерти жизнь вечную. "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие", - сказал Сам Господь (Ин. 3, 5). Так как Крещение - есть духовное рождение, а родиться человек может только однажды, то и таинство Крещения над человеком совершается исключительно один раз "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф. 4, 4). Имя при Крещении даётся в честь какого-либо святого Православной Церкви. Если имя не соответствует святцам (напр. Диана, Эдуард, Роза) подбирается или созвучное имя или по календарю - день рождения, день крестин. Выбрать имя можно с помощью православного именослова. По традиции Церкви младенца следует крестить в восьмой или на сороковой день жизни. Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников - крестных родителей. Для этого и бывают при Крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Когда он подрастет, они обязаны научить его вере и усердно позаботиться о том, что бы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников и они тяжко согрешают, если пренебрегают этим долгом. Крёстными не могут быть лица до 14 лет, а также некрещёные, не православного исповедания, неверующие, ведущие нехристианский образ жизни, не бывшие на исповеди у священника более года. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена крестными одного младенца. А вот бабушки, дедушки, братья и сестры вполне могут стать крестными родителями. Нет никаких препятствий принимать Крещение и быть крёстными беременным женщинам. В нашем храме Крещение совершается в следующие дни: суббота, воскресенье - 12.00, в другие дни и часы - по договорённости со священником. Телефон дежурного священника: 8918-3428448. Крещаемые и их крёстные должны быть в крестильном помещении не позднее, чем за 15 мин. до начала крещения. Крёстные и взрослые, принимающие Крещение, должны иметь ясное понимание своих обязанностей, уметь правильно креститься, а также осмысленно знать: Заповеди Божии, Символ веры и молитву «Отче наш...». Не допускаются в крестильное помещение лица в нетрезвом состоянии, в нескромной одежде: шортах, майках, а женщины в коротких юбках и брюках. Женщины, приступающие к таинству не могут быть в телесной нечистоте и с ярким макияжем и входить в крестильное помещение должны только с покрытой головой. Для Крещения необходимо:1) РЕБЁНКУ: В качестве подарка для крещаемого похвально приобретение иконы Ангела Хранителя (или святого), Закона Божия, Евангелия (Новый Завет) или другой духовной литературы. С благодарностью как пожертвование будут приняты Кагор, хлеб, мёд. МиропомазаниеТаинство Миропомазания совершается сразу же после Крещения. Священник помазует вновь крещенного святым Миром во имя Святого Духа, при этом подаются дары Святого Духа, взращающие и укрепляющие в жизни духовной. Святым Миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея, который освящается один раз в году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и рассылается во все храмы, чтобы священники могли совершать святое помазание. В храме святое миро хранится в алтаре на Престоле. После Крещения и Миропомазания совершается воцерковление. Воцерковление - это послекрещальный обряд принесения младенца в храм, а если это мальчик, то даже внесение его в Святая Святых - алтарь. По примеру Богоматери, Которая в сороковой день после рождения Иисуса Хриcта принесла Его в храм представить Господу, каждая мать-христианка должна принести младенца в сороковой день после его рождения, чтобы священник прочел над ним и над ней самой очистительную, так называемую "сороковую молитву". ПокаяниеКаждый человек в силу своего духовного несовершенства и немощи после Крещения впадает в те или иные грехи делом, словом или мыслью. Для уврачевания греховных ран Господь по Своему милосердию установил Таинство Покаяния, дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи. "Пришел Иисус, и ... говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 22-23). Итак, для прощения грехов необходима устная исповедь перед свидетелем, которым является священник, наделенный в рукоположении властью от Бога, прощать грехи. Не следует бояться священника и стыдиться его. Исповедуя сотни людей, он знает все грехи, и его не удивишь никаким грехом, как бы он велик и тяжек не был. Наоборот, всякий искренно исповеданный какой-либо тяжкий грех возбуждает в пастыре особенную заботу о душе, желание помочь и утешить. При этом строго соблюдается тайна исповеди, о которой никто, ни под каким предлогом узнать не может. Согласно правилам Православной Церкви, ее члены должны прибегать к исповеди начиная с семилетнего возраста. Иными словами, уже с семи лет Церковь считает человека способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и получать благодатное прощение в Таинстве Покаяния. Грех - это нарушение заповедей Божиих. Он страшен тем, что разрушает душу человека, ибо совершая грех, человек теряет Благодать Святого Духа, лишается Благодатной защиты и становится открыт губительным силам зла. Как часто надо исповедываться? Как можно чаще, по крайней мере в каждый из четырёх постов. Необходимо стремиться к тому, чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми плодами последнего говения и Святого Причащения и ожиданием новой исповеди. Исповедь без преувеличения можно назвать процессом рождения личности, иногда мучительным, так как человеку приходится что-то в себе преодолевать. Приготовление в Исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут видны ясно наши грехи. Духовнику исповедник должен принести не список грехов, а покаянное чувство. Знать свои грехи, это еще не значит - каяться в них. В нашем храме исповедь совершается ежедневно за вечерним богослужением, а утром исповедуются только немощные и приезжие со станиц, где нет храмов. На время постов расписание изменяется. Причащение (Евхаристия)Причащение одно из самых великих и непостижимых таинств Православной Церкви, в котором христианин, под видом хлеба и вина, вкушает само Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Грешный и немощный человек таинственно соединяется с Творцом вселенной - всемогущим Богом, освящая и укрепляя свою душу. Таинство причащения установлено Самим Иисусом Христом во время последней тайной вечери со Своими учениками, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: "взяв хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Матф.26:26-28). Кто не принимает это принебесное таинство, лишает себя истинной духовной жизни в этом мире и, что самое страшное: жизни вечной после смерти тела. Об этом говорит Сам Христос: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Иоан.6:53-56). К таинству Причастия необходима тщательная подготовка: трёхдневный пост накануне (телесный и духовный), молитва, исповедь, примирение со всеми. Дети до 7 лет приступают к причащению без исповеди. Накануне причащения надо быть на вечернем Богослужении и прочитать кроме обычных молитв на сон грядущий: Канон покаянный или Иисусу Сладчайшему, Канон Пресвятой Богородице, Канон Ангелу Хранителю, Канон ко причащению. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. И тем более не курят. Утром прочитывают молитвы утренние и все Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне. Каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь: Но все равно, как бы мы усердно не готовились, мы не будем достойны этого великого таинства, если только не приведем себя в сознание своей греховности, в чувство сокрушения и смирения, всепрощения ближних и благоговения пред Святыми Дарами. Дома могут причащаться только тяжко больные люди, которые не могут прийти в храм и не надеются скоро поправиться. Для этого родственники должны пригласить священника на дом. Обращаться следует к дежурному священнику. Как часто следует причащаться? В современной практике Церкви миряне, регулярно посещающие храм, причащаются обычно один раз в месяц или в той мере, в какой определяет их духовник. Существует также благочистивый обычай причащаться в день своего Ангела (на именины), в день рождения, супругам - в день их венчания. ВенчаниеЦерковный брак - это таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое. Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, "благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1:28). Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви. Бессмысленно приступать к таинству венчания без искренней, живой веры в Бога, без деятельного участия в жизни Церкви, когда брачующиеся идут под венец ради красоты обряда, отдают дань моде или ищут нечто мистическое, божественное, но при этом сами не желают исполнять в жизни то, что от них требует святая Церковь. Такие пары быстро распадаются, и на стол Архиерея ложится очередное прошение о снятии венцов. Поскольку сказано: "что Бог сочетал, того человек да не разлучает", то церковный брак не расторгается, т.е. не может быть развенчан.
В нашем храме таинство Венчания совершается в следующие дни: понедельник, среда, пятница, воскресенье после Божественной литургии, время Венчания согласовывается со священником. Венчание не совершается: в продолжение постов; двунадесятых, храмовых и великих праздников; в сплошные седмицы. Перед совершением таинства Венчания настоятель принимает прошение на брак и проводит обязательное собеседование с брачующимися, и только после исповеди и Причастия совершается само таинство Венчания. Для Венчания необходимо:• подать прошение на имя настоятеля; если брак второй и первый был венчанный, то прошение подается на имя правящего епископа; Брачующиеся и сведетели должны быть обязательно крещенными в православную веру и иметь на себе нательные крестики. Но всё же, главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста и молитвы, покаяния и причащения. СвященствоСвященство - это таинство, в котором через архиерейское рукоположение (хиротонию) на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово. Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Елеосвящение (соборование)Елеосвящение - это таинство, в котором при помазании тела елеем (освященным маслом) призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Немощи телесные и душевные имеют своим происхождением человеческую греховную природу. Источник телесных болезней, согласно христианскому воззрению, заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях было дано Еве после грехопадения: "Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей" (Быт. 3:16). Однако следует отметить, что не все без исключения болезни - непосредственное следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующей души. Но все же большая часть болезней признаются в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия таинства Елеосвящения. Елеосвящение совершается над лицами православного исповедования старше 7 лет, страдающими телесными или душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причина их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, таинство может быть преподано и физически здоровым людям. Конечно же, соборование не отменяет употребления лекарственных средств для врачевания наших болезней. Соборование (елеосвящение) - это единственное таинство Богом благословленное для исцеления и утешения страждущих. Поэтому великий грех берут на себя те бабушки, колдуны, маги, экстрасенсы и другие нетрадиционные целители, которые, дерзая врачевать больных, прикрываясь молитвами, иконами, наносят им еще больший вред. Практика показывает, что люди, обращающиеся к таким псевдоцелителям, сначала действительно получают облегчение или даже исцеление. Но после некоторого промежутка времени эта болезнь либо возвращается, либо обнаруживается другое, более серьезное заболевание. Нередко последствиями этих лечебных сеансов является душевное расстройство пациента, депрессия, бывали случаи и самоубийств. Господь в Библии категорически запрещает обращаться к ним - это является грехом. В святой Православной Церкви есть все необходимые таинства, установленные Самим Богом, которые врачуют и душу, и тело. В нашем храме соборование совершается как правило в продолжение поста и только с благословения приходского священника. ПогребениеПод христианским погребением понимается отпевание и предание тела усопшего земле (а не только предание земле). Отпевание обычно совершается на третий день после смерти в храме и только как исключение - на дому или на кладбище.
Предание земле после совершения гражданских похорон сегодня Церковью признаётся как практика порочная и подлежащая искоренению, т.к. чинопоследование, применяемое при этом, предполагает исчезновение тела (погиб на войне, завалило лавиной или оползнем и т.д.). Христианское погребение не может быть совершено, если усопший: Для погребения необходимо:• на усопшего надеть нательный крестик (освященный); Не следует приобретать покрывала, крестики, свечи в светских погребальных конторах. Они там не освящены, несмотря, что продавцы говорят обратное. Утварь, приобретённая в храме, не только гарантирует свою каноническую пригодность, но и является тайной жертвой от лица покойного на содержание храма, в котором о нём будут всегда молиться. Дни поминовения новопреставленных усопших:Поминать, т.е. «вспомнить в молитве». Это означает, что на 3-й, 9-й и 40-й дни в храме заказывается заупокойная обедня и панихида. По желанию родственников панихида может быть совершена и на кладбище (обращаться к дежурному священнику). Существует порочная практика носить продукты на могилу и там их есть или оставлять. Правильно их принести в храм (можно и на кладбище) для раздачи (поминовения) сотрудникам храма и нуждающимся. Молебны, панихидыМолебен – это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются, как правило, после Литургии, а также после утрени и вечерни. Молебен – это усиленное моление о живых людях. Молебны бывают общественные и частные. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д. Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно служить как до погребения усопшего, так и после. Обычно она совершается после молебнов. Если вы заказали молебен или панихиду, вам необходимо самим присутствовать во время их служения и усиленно молиться вместе со священником, особенно в тот момент, когда священник читает вашу записку с именами тех, о ком вы молитесь. Сорокоуст – это поминовение, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Сорокоуст «О здравии», заказывают не только за здоровье наших близких, особенно о тяжелобольных, но и за их успехи, душевный покой. Сорокоуст об упокоении, как правило, заказывается в первые же дни после смерти христианина, часто даже в самый день отпевания. Можно заказать поминовение живых или усопших на полугодие, на год. Записки о поминовении принято подавать так же на пост. В записках пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. Вписывая имена усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете — это уже молитва. Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»). Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли). В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец, например, млад. Иоанн. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». В записках "О здравии " сначала пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5,8). Подать записки "О упокоении", "О здравии", заказать молебен или панихиду можно в церковной лавке. |
КалендарьСегодня:Завтра >> Завтра:Сегодня >> Икона дняПогода |
||
Адрес: 352120, г. Тихорецк |
© Свято-Успенский храм |