Х зональные Сретенские духовно-образовательные чтения прошли в Тихорецке

Сретенские духовно-образовательные чтения, организованные приходом Свято-Успенского храма и районным управлением образования, по традиции прошли в Тихорецке в десятый раз. Тема чтений – «Православие и традиции в современном мире». На встречу съехались представители пяти районов края: Тихорецкого, Новопокровского, Белоглинского, Павловского, Крыловского. Приехали директора школ и их заместители, учителя ОРКСЭ, педагоги дошкольных образовательных учреждений, священнослужители, представители СМИ.

Цель Чтений в нынешнем году – раскрыть содержание православных ценностей как основы духовно-нравственного образования учащихся и молодежи в современных условиях. Встреча проходила в уютном зале Тихорецкой детской школы искусств. Перед началом пленарного заседания в фойе работали выставки детских фоторабот и произведений художественного творчества на тему «Мир православной культуры».

После молитвы перед началом Чтений перед гостями выступили воспитанники тихорецкого детского сада «Журавушка». Ребята представили театрализовано-музыкальную композицию о празднике Сретения Господня. Среди читающих стихи детей была девочка в инвалидной коляске, Настя Береговая, которая особенно тронула сердца присутствующих в зале.

Открыл Чтения исполняющий главы администрации муниципального образования Тихорецкий район Анатолий Перепелин, который тепло поприветствовал гостей и отметил, что все мы, взрослые, работаем ради детей, а без возрождения духовных традиций мы не воспитаем наше будущее поколение.

Настоятель Свято-Успенского храма г. Тихорецка протоиерей Андрей Дашевский выступал по теме «Традиционные ценности и современный мир». Вот некоторые цитаты из его выступления:

«Мы часто употребляем выражения «традиционные ценности», «традиционная культура», «традиционная религия», но редко задумываемся над тем, что лежит в основе этих понятий. На долю сегодняшнего поколения осталась лишь малая часть культурного достояния наших предков. События ХХ века почти полностью разорвали связь между историей и современностью. Большая часть культурного и социального наследия, собиравшегося веками в сокровищницу народного опыта, утрачена. Сегодня мы пытаемся реконструировать его отдельные фрагменты, а это возможно лишь при условии длительных усилий, кропотливой и вдумчивой работы.

…Только поверхностным умам может показаться, что обращение к прошлому - занятие бессмысленное. Разумный взгляд на сегодняшнее состояние общества говорит нам о том, что возрождение традиций - это не блажь, а вопрос выживания всего нашего общества. Другими словами: «Традиция — это то, что делает человека звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в «настоящем» как в звене, соединяющем прошлое и будущее».

… Растеряв свои традиции, мы необдуманно принимаем чужие. Думаю, нет нужды доказывать, что сильный и богатый даёт, ему подражают, а слабый и бедный берёт. И чем беднее, тем без разбора. Вот так к нам и пришли хелоуин, день св. Валентина, год змеи и пр. Давайте честно ответим себе на вопрос: «Кто мы сегодня - богатые и сильные? А какими мы хотим быть завтра?»

… Сегодня нам предлагается извлечь урок из прошлого. А он, на мой взгляд, заключается в том, что ценность не нуждается в принудительном доказательстве и навязчивом распространении. Она имеет общественную цену тогда, когда принимается осознанно и добровольно.

Мы же никого не убеждаем, что золото - драгоценный металл, и уж тем более не обязываем его приобретать, но большинство современных женщин не мыслят себя без украшений из него. Так и православные традиции духовно-нравственного воспитания - это та ценность, которой нам надлежит дорожить, украшать свою жизнь и передавать в наследство нашим детям.

О системе работы образовательных учреждений Тихорецкого района по духовно-нравственному воспитанию рассказала начальник районного управления образования О. В. Шинтяпкина. Оксана Викторовна отметила системность в работе учреждений образования: духовно-нравственное воспитание начинается с детского сада, а потом органично продолжается в начальной, средней и старшей школе. Педагогами используются различные формы работы: кроме урочной формы, во внеурочной деятельности проводятся беседы со священниками, православные лектории для родителей, экскурсии и многое другое. Итогом подготовительной работы, внедрения в начальной школе стандартов второго поколения (в рамках которых присутствует духовно-нравственная концепция) стало то, что в новом предмете ОРКСЭ из 1233 учащихся выбрали модуль ОПК 1206 детей, и только 25 человек – основы мировых религиозных культур, а 2 ребенка – основы светской этики. На высоком уровне и деятельность районного методического объединения учителей ОПК и ОРКСЭ. Кроме того, ведется активная работа с одаренными детьми.

В заключение своего выступления Оксана Викторовна передала диплом II степени министерства образования и науки Краснодарского края учителю истории и ОПК МБОУ №3 станицы Фастовецкой Бугаевой Елене Анатольевне. Ее авторская программа заняла 2-е место в краевом этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

В качестве почетного гостя на Чтения из Москвы приехал игумен Киприан (Ященко) – кандидат педагогических наук, доцент Московской Духовной Академии, зав. отделом учебного комитета РПЦ. Отец Киприан был очень удивлен проводимой в районе работой, о которой рассказала начальник управления образования. Он назвал все это нереальным, но «если это так, - отметил батюшка, - то это просто фантастика. И возможно только при наличии симфонии власти и Церкви». Большую часть своего выступления отец Киприан посвятил разработанной им комплексной целевой программе «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». В программе несколько направлений, среди них научное, образовательное, социальное, культурологическое, издательское. К примеру, по образовательному направлению в Москве реализуется проект «Высшие богословские курсы при МДА». Отец Киприан предложил представителям Тихорецка пройти эти курсы. Игумен передал приходу Свято-Успенского храма большое количество книг собственного сочинения, полезных как педагогам, так и родителям.

Руководитель РМО С. И. Самко говорила на животрепещущую тему сегодняшнего времени – «Духовно-нравственное воспитание в школе в условиях влияния агрессивной информационной среды». Приведем некоторые выдержки из ее речи:

«Картина мира современного ребенка в условиях «информационного бума» формируется в большей степени под мощным влиянием средств массовой информации со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компьютерного экрана.

При грамотном его использовании компьютер может стать помощником и другом, но может и навредить. С его помощью можно найти друзей, а можно полностью изолироваться от общества и стать одиноким. Просто все должно быть в меру!

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»,- говорится в Первом послании св. Апостола Павла к Коринфянам.

Единственно правильный путь заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего цензора, способного отличать добро от зла.

Именно Православие, на много лет изгнанное из школьного образования и воспитания, может являться основой духовно-нравственного воспитания. Сегодня жизненно необходимо изучать то, что мы можем назвать нормой жизни. Этой нормой, этим эталоном для нас является образ Иисуса Христа как Личности, как Человека. И Его учение, охватывающее всю ту норму человечности, которая дана нам в Священном Писании.

Введение в школьную программу Основ православной культуры в рамках курса ОРКСЭ – это первый шаг к спасению детей от власти сил зла. Но одного года для решения этих задач недостаточно. Педагоги с опытом понимают, что любой предмет должен изучаться в системе. Необходимо, чтобы школа не один год, а на протяжении всех лет обучения обращалась к духовным вопросам, к традициям, к истинным ценностям.

Немаловажным условием успешности этого процесса является усиление духовно - нравственного аспекта в учебном материале других предметов, то есть интеграция ОПК с предметами гуманитарного цикла.

В этом деле недостаточно ограничиваться только проведением православных праздников и участием в творческих конкурсах духовной направленности. Духовно-нравственное воспитание должно стать основой всего уклада школьной жизни, пронизывать урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, Церковью, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации»

И. В. Коротыч, учитель ОРКСЭ СОШ №2 г. Тихорецка показала мастер-класс на тему: «Изучение основ православной культуры как путь обретения жизненных ценностей». Это было практическое занятие, раскрывающее систему работы учителя начальных классов. Ирина Витальевна показала, как можно очень доступным языком раскрыть младшим школьникам глубину богословских ценностей. Учитель использует на уроках притчи, песни, различные творческие задания.

Эстафету от И. В. Коротыч приняла муниципальный координатор ОПК и ОРКСЭ Л. Д. Багаева. Людмила Дмитриевна рассказала об участии тихорецких школьников в общероссийских олимпиадах православного Свято-Тихоновского университета. А Елена Николаевна Сопова из городской школы №4 поделилась своим опытом работы как классного руководителя класса казачьей направленности.

Завершились Чтения очень тепло: игумен Киприан разучил вместе с юными казачатами четвертой школы и гостями песню на мотив «Многая Лета», которую пели в финале встречи уже все присутствующие в зале.





Пресс-центр Свято-Успенского храма.


Наверх