Все новости

Преображение Господне или день освящения яблок?

Преображение Господне или день освящения яблок?

Пожалуй, нет в наше время человека, который не знал бы, что в конце лета празднуются «Спасы», на которые принято освящать различные фрукты и другие дары природы. Более просвещенный скажет, что словом «Спас» - сокращенным от «Спаситель» - называются три летних праздника: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас. Об этих праздниках и хотелось бы сказать несколько слов.

Медовый Спас. В этот день, 14 августа, Православная Церковь празднует Происхождение (или Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня; этот праздник был установлен в Византии в IX веке. В августе, когда из-за жары и недостатка чистой воды начинались опасные эпидемии, принято было износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней, призывая на помощь силу Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа (по старому стилю) 988 года; предание об этом сохранилось в летописях ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1". В честь этого повсеместно совершались крестные ходы к воде, где проходил чин малого водоосвящения; из-за этого праздник иногда называли «Спас на водах». Общепринятое же название «Медовый» праздник получил из-за того, что, по народной примете, с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в храме.

Яблочный Спас. В русской народной традиции праздник Преображения Господня (19 августа) называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. примерно на это время приходится пора созревания яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Обычай освящать плоды – достаточно древний, и восходит к VIII веку, ко временам Византийской империи. Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа (по старому стилю) было то, что на востоке к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых – колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека. На Руси, применительно к нашим реалиям, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки.

Третий Спас. 29 августа Православная Церковь празднует перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдессы в Kонстантинополь. Спас нерукотворный — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на «убрусе», то есть плате. Согласно преданию, Нерукотворный Образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот день в народе принято называть «третий Спас», или «ореховый», «хлебный» Спас. Ореховым Спасом этот день называли потому, что к этому празднику поспевали орехи; хлебным же Спасом называли праздник из-за того, что с ним связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая; известны и народные поговорки: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».

В эти дни в храмах всегда много народу. Но не потому, что люди почитают эти церковные праздники, а потому, что в церкви что-то освящают… Для многих людей Православие превратилось в религию, предоставляющую какие-то ритуально-магические услуги. Праздник Крещения Господня стал днем освящения воды, за которой выстраиваются многометровые очереди; заметьте, люди приходят не для того, чтобы помолиться и особо почтить этот праздник, а за «свяченой водой». Вход Господень в Иерусалим превратился в Вербное Воскресенье – день, когда нужно освятить вербу и обязательно ей друг друга похлестать. Светлое Христово Воскресение, Пасха, центральное событие Божественного замысла о человеке, когда Христос воскрес, разорвав узы ада, и тем самым даровал нам возможность спасения, в сознании людей превратилась в день освящения куличей, яиц и прочей снеди. Освящение яблок полностью заслонило собой истинный смысл праздника Преображения Господня.

14 августа, кроме празднования Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, наша Церковь совершает память святых мучеников Маккавеев, их матери Соломонии и учителя Елеазара, пострадавших за веру в 166 г. до Р.Х. от сирийского царя-язычника Антиоха Епифана. В сознании же народа этот день превратился в праздник «Маковей», когда в церкви освящался мак, который затем хранился весь год и почитался чуть ли не наравне со святой водой, а также использовался (что уже по сути является язычеством) для различных гаданий и ритуалов.

Но ведь так Православие – путь ко спасению, данный нам Господом – действительно утрачивает свой истинный смысл. И причина, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в определенной среде и несет на себе ее отпечаток. Так и на Руси Православие вобрало в себя народные традиции и преобразовало их. Но внешнее не должно закрывать для нас внутреннее. Освящение воды, пасхальной снеди, фруктов и употребление их в пищу само по себе не делает человека ближе к Богу, не способно внутренне изменить человека.

Самое главное, что мы должны понять для себя – то, что Господь всех нас призывает ко спасению. Но что же такое это «спасение»? Ответ простой – это единение (или соединение) с Богом, причем соединение как в будущей жизни, так и в этой, временной. Но между человеком и Богом со времени грехопадения первых людей лежит преграда – грех. Грех ослепляет человека, закрывает для него путь к богообщению, подобно тому, как дождевые тучи закрывают солнце. Поэтому главной задачей для человека на пути к спасению является борьба с грехом, избавление от греха в самом себе. А этого человек достигает с помощью веры в Бога и жизни по Евангелию, через участие в Богом установленных таинствах; одной лишь веры недостаточно, сама по себе вера не спасает нас: «Вера без дел мертва», как говорит апостол Иаков в своем послании (Иак. 2,17). Добрые дела наши, исполнение евангельских заповедей как раз и являются нашим свидетельством истинной веры в Бога, показывают наше стремление преобразить наше греховное естество и стать ближе к Богу.

Как мы уже говорили, наименование «Спас» - это сокращенное от «Спаситель», что, по сути, обозначает «спасающий нас». И обращаться так к Богу человека заставляет сознание и ощущение себя погибающим в грехах и признание Христа единственным Спасителем, Который может вывести человека из греховной пропасти и Своей благодатью уврачевать греховные раны. Пока человек воспринимает Евангелие и весь строй церковной жизни поверхностно, пока для него это лишь интересная духовная традиция, он не увидит во Христе своего Спасителя; Христос, по существу, ему и не нужен. Нужен Христос лишь тому, кто увидел бездну греха, в которую упал и откуда не спастись без Спасителя.

Поэтому, вкушая благословленные Церковью плоды, не надо ограничивать лишь этим свою «духовную» жизнь. Господь наш и Спаситель призывает всех нас к спасению, к единению с Ним. И на тернистом пути совершенствования человека, его духовного возрастания лишь крепкая вера, упование на безграничное милосердие Божие, очищение через установленные Богом таинства и соединение с Ним в таинстве Евхаристии могут помочь человеку в нелегкой борьбе с грехом.




Пресс-центр Свято-Успенского храма.