Святая вода … из водопровода?

Приближается праздник Богоявления или Крещения Господа Иисуса Христа.

По обычаю в этот день, в каждой церкви совершится Великое освящение воды, которую затем смогут получить все желающие. Эта вода ежегодно вызывает множество вопросов, как относительно своих качеств, так и относительно своих свойств. Некоторые из таких вопросов, вызывающих недоумение, обычно звучат следующим образом:

Неужели всякая вода, откуда бы она ни текла, является «святой» и равнозначна той, которая освящается в храме?
Неужели из водопроводного крана или в реке в этот день течет святая вода?»

Конечно нет. Из крана не течет святая вода. Несмотря на святость праздника, несмотря на то, что водное естество «приходит в движение», святой вода становится там, где есть источник святости и освящения. В водопроводе нет специального оборудования для того, чтобы вода могла освятиться, а коммунальные службы, как известно, не готовят водопроводную систему к подаче населению святой воды, и в свои платежи данной услуги не включают.

Это вопрос, собственно о том, а что же такое святость? Когда, при каких условиях и в какой момент обычная субстанция воды обретает метафизические свойства?

Для ответа на эти вопросы необходимо помнить о том, что в этом мире ничего святого самого по себе нет. Свят только Бог. Но Он не замкнут Сам в Себе, и по преизбытку Своей любви одаривает своей святостью тварный, т.е. окружающий нас мир, в том числе и самого человека. Подает этот дар святости (т.е. благодать) Дух Святой, и подает его исключительно в Церкви, т.к. только Своей Церкви Христос обещал послать Святого Духа. Соответственно, вне Церкви нет благодати и нет освящения. Только в Церкви человек и Бог могут общаться на общем для них языке – на языке молитвы, в которой человек слышит Бога, а Бог слышит человека и посылает все необходимое для его жизни. В связи с этим, очевиден следующий вывод: освящаемая по молитве священника вода «полезна» верующему человеку. Только верующий будет пить эту воду с верой и упованием на то, что через нее Дух Святой освятит его Своей благодатью. Для неверующего же эта вода не будет действенна потому что благодать Божия не «функционирует» автоматически. Нельзя заставить святую воду «работать» в корыстных целях, безотносительно от ее прямого назначения – спасения от грехов и помощи к исправлению жизни. Вода не может насильно остаться святой и «освящать» действия колдунов и псевдоцелителей, с дипломами около всяческих наук. Если практикующие псевдоцелители и используют набранную в храме крещенскую воду, то в их руках она уже лишается святости, и соответственно эта вода будет им и их клиентам в осуждение, т.е. принесёт обратный результат.

Нужно просто понять, что спасение и освящение происходят не от самой воды, а по благодати Божией. Другими словами Сам Бог через освящённую по молитвам священника и людей воду подаёт необходимые силы тому кто в них нуждается и имеет намерение в дальнейшем вести нравственный образ жизни. И потому было бы абсурдным утверждать, что молекулы Н2О (воды) несут в себе какие либо электроны или протоны святости.

Принимая воду, над которой совершена молитва, и веря, что через эту воду Господь сообщает особую благодать, человек действительно соприкасается с Богом. При этом структура воды не изменяется и не «превращается» в святую структуру, но получает «силу», выражаясь языком церковной молитвы, звучащей на освящении воды.

О чем же молится Церковь, освящая воду?

О том, чтобы освящаемая вода была:
• очищена и освящена особым действом Святой Троицы
• исполнена силой ангелов
• губительной для злых духов
• защитой от видимых врагов
• источником просвещения разума и началом благочестия
• наделена даром избавления от грехов, исцеления страстей
• наделена даром освящения жилища
• полезна для всего необходимого

Все эти прошения отвечают только одной, вышеуказанной цели. Ясно, что техническая вода из крана не может являться святой даже в День Богоявления, поскольку никакими из указанных качеств обладать не может. Тем более что пить ее некипяченой врачи не рекомендуют.

Однако более важно то, что там, где время пронизывается вечностью, где тварное соприкасается с нетварным, где молитва, Церковь и благодать, где все это длится долгие годы, вполне очевидно прослеживается такое явление как намоленность. На Руси с древности знали, что есть намоленные источники воды, на которых поколения верующих совершали слезные молитвы и просили у Бога помощи, и что в этих местах особо ощутима благодать и святость.

Есть и в г. Тихорецке такой намоленный источник во имя Иверской иконы Божией Матери, находящийся на территории Свято-Успенского храма, которому уже более сотни лет. Все минувшее столетие над ним наши верующие предки приносили Богу свои теплые молитвы, и благодать Духа Святого до сего времени почивает на этом месте, о чем свидетельствуют многочисленные исцеления и чудеса, известия о которых доносятся от верующих.

В этом году, в праздник Богоявления по столетней традиции в нем вновь, как и прежде, будет совершено Великое освящение воды.

В Свято-Успенском храме освящение воды будет совершаться в следующие дни:
18 января. Крещенский сочельник – в 11:00
19 января. Крещение Господне – в 2:00.




Пресс-центр Свято-Успенского храма.


Наверх