«Пятидесятницу празднуем…»

Этот день в ряду церковных праздников занимает свое почетное место. В привычном, обыденном представлении Пятидесятница – это один из праздников церковного года, отличный, например, от Пасхи или Рождества лишь тем, что по обычаю храм украшают травой и ветками берез, а в конце праздничной службы читаются продолжительные молитвы.

Однако, если не опираться на обыденное восприятие этого дня, а всмотреться в его содержимое с той стороны, с которой на него смотрит сама Церковь с самых первых времен, – что наиболее ярко запечатлелось в литургической традиции, – то можно обнаружить ту простую истину Откровения, согласно которой Пятидесятница – «конечный праздник». Одно это, в свою очередь, наталкивает на мысль о том, что этим днем закончено все самое важное, что хотел открыть Бог человеку. Во всяком случае, само понятие «законченности», присутствующее в богослужебном песнопении (канон на утрене), написанном ярчайшим богословом и поэтом православного Востока VIII века – преподобным Иоанном Дамаскиным – недвусмысленно дает понять, что это не словесный бисер сирийского витии, а отточенная фраза глубокого мыслителя. Об этом важнейшем измерении Пятидесятницы, завершившей собой те поступательные шаги, которыми Бог осторожно входил в человеческую историю – заветы с ветхозаветными праведниками, рождение Иисуса Христа от Девы Марии, Крест и Страсти, Воскресение и Вознесение - говорила Церковь голосом святых апостолов. Таким образом, Пятидесятница буквально закрывает страницу человеческого прошлого, открывая ее новой, той самой, где так явно, как никогда раньше действует посланный по неложному обещанию Христа «иной Утешитель» (Ин. 14:16), иной Ходатай – Дух Святой.

Православный богослов ХХ века - преподобный Иустин (Попович) отвечая на вопрос «почему Пятидесятница является «конечным праздником?», указывал на то, что сошествие Духа Святого открывает тайну, смысл и цель человеческого духа: освятиться, усовершенствоваться, довершиться, обогочеловечиться, стяжать ум Христов (1 Кор.2:16) . Обожение, как цель замысла Творца о своем создании, в своем объективном значении зависит не от личных качеств человека, не от его усилий и действий, а от Духа Святого.

В этом отношении полезно задуматься о том, как далеки от правды, и как далеки от этой цели мысли и устремления людей, сознательно оторвавших себя от Церкви. Ведь ничем иным, как страхом перед обнаружением собственной духовной пустоты, или же попросту – лицезрением своих грехов, - обоснованно мнение тех, кто утверждает, что главное для верующего человека – жить в согласии с совестью, «не убивать, не воровать, не завидовать», молиться дома, верить в Бога в душе, не отрицать полезность молитв, святой воды. Если добавить к этому ярко выраженную оппозиционность всему «официальному» в том, числе оппозиционность иерархическому устройству Церкви, как человеческой институции, направленной на внешнее подчинение верующих, то вырисовывается весьма печальная картина: человек желает найти свой индивидуальный подход к Богу, минуя любое соприкосновение с миром церковной традиции, минуя, собственно, церковный опыт встречи с Богом и, что самое важное, лишая себя действительного общения и причастия Святого Духа. Таким образом, «вера в душе» - вовсе не безобидное проявление современного мировоззрения, а своего рода форма экклезиологической ереси, то есть лжеучения о Церкви, ее природе, назначении. Сознательно отвергающий святость Церкви грешит против Тела Христова, которое и есть Церковь (Еф. 1:22-23); грешит против Истины, так как Церковь есть столп и утверждение Истины (1 Тим.3:15); грешит против Духа Святого, действующего в Церкви через святые таинства.

Святость Церкви черпается не от людей, наполняющих ее, а от Духа Святого, освящающего верующих. В свою очередь, святость отдельных членов Церкви являет собой силу Духа Святого, покрывающего людские грехи и немощи, поставляющего рыбаков к проповеди Евангелия, делая простецов мудрецами, грешных – праведными, праведных – богоподобными. Все это совершается в Церкви, и вне ее немыслима святость, а значит, если бросить взор в конечные судьбы мира, немыслима и жизнь с Богом.

Конечно, можно утешать себя тщетной мыслью, что «Бог у меня в душе», но вот угодна ли будет Духу Святому подобный образ рассуждений? При этом не считаться с этим, по меньшей мере, неосновательно, раз именно Дух освящает и приближает человека к небесному Отцу. Таинственно это приближение совершается в таинстве крещения, а также в таинстве исповеди для тех, кто после крещения отступил от Церкви, совершил грехи.

Празднуя день Пятидесятницы, Церковь напоминает своим чадам о необходимости пребывания в единстве во Христе и о стремлении к святости.




Иерей Дионисий Зубан.


Наверх