Официальный сайт Свято-Успенского храма города Тихорецка |
|||||
Все новостиТроицкая поминальная суббота |
Троицкая поминальная суббота22 июня 2013 г., в субботу накануне дня Пятидесятницы (Троицын день) совершается положенное по церковному уставу поминовение усопших христиан. Несмотря на то, что само по себе каждое субботнее богослужение содержит в себе в большей или меньшей степени заупокойные тексты, отличием Троицкой субботы является то, что она, как и суббота перед Великим постом, называется субботой вселенской. Этим названием подчеркивается характер богослужения, о чем прекрасно выразился святитель Афанасий (Сахаров) – знаток церковного устава, автор многих богослужебных текстов: «О каждом из наших близких мы обычно совершаем нарочитое поминовение ежегодно в дни их кончины. Иногда совершается еще поминовение и в день тезоименитства (именины – и.Д.З.)>… Но все же православным следует знать и твердо помнить (а духовенство должно обстоятельно и подробно это разъяснять), что ДВЕ ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ преимущественно пред всеми другими случаями поминовения усопших, ИХ ДОЛГ МОЛИТЬСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО О ВСЕ ОТ ВЕКА ПОЧИВШИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАНАХ, чтобы, исполняя заповедь Церкви и поддерживая ее установление, тем самым, говоря мирским языком, как бы гарантировать сохранение этого святого установления в долготу дней» . Очевидно, что столь широкие рамки поминовения не исключают привычного нам чтения записок с именами умерших родных и близких, однако, как следует из слов владыки Афанасия, песнопения этого дня сфокусированы главным образом на памяти всех почивших вообще. Для того, чтобы уловить эту мысль устава, достаточно обратить внимание на сами песнопения, а в особенности – на канон на утрене. Канон же этот – как поэтическое произведение византийского средневековья – содержит в себе не просто талантливо сплетенные Феодором Студитом (VIII в.) мелодические строфы-тропари, но и вместе с тем является богословским текстом, отражающим догматически насыщенные фразы, способные в достаточной мере напитать пытливый ум основными представлениями православного вероучения о посмертной участи человека, о будущем Втором пришествии Иисуса Христа (Парусия), о всеобщем воскресении мертвых, о Суде в конце времен, об участи праведников и грешников, о возможности во временных рамках земной жизни приблизиться покаянием и праведностью к лику святых, славящих Святую Троицу. В каноне перечисляются многочисленные безымянные верующие, о которых уже не вспомнят их потомки за давностью минувших веков; перечисляются знатные чины и простецы, нашедшие свой последний приют в различных уголках земли, и от разных смертей. Здесь не ставится вопрос о том, «почему Бог забрал цветущую юность» или «за какие грехи отнял последнюю надежу матери, жены». Все эти вопросы составляют лишь тревожный фон жизни тех, кто еще плотно привязан к этому миру и не разделяет надежды Церкви на скорейшее разрешение от уз этой плоти. Наоборот – канон наполнен надеждой на возможность прощения каждой усопшей души: «Сокрушивший сначала страну тени смертной, и просияв, словно солнце из гроба, о Господи славы, всех в вере умерших сотвори чадами воскресения на вечные веки!» (канон на утрене, песнь 8-я).
Иерей Дионисий Зубан. |
КалендарьСегодня:Завтра >> Завтра:Сегодня >> Икона дня | |||
Адрес: 352120, г. Тихорецк |
© Свято-Успенский храм |