Все новости

О вере

О вере

19 октября празднуется память святого апостола Фомы. Апостол Фома очень часто ассоциируется со словами «вера» и «неверие». Ведь, когда он проявил сомнение в воскресении из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, его поступок стал предметом многих дискуссий и размышлений. И для нас празднование памяти святого апостола тоже служит поводом еще раз задуматься над этим основополагающим понятием.

Вера – это обязательное условие свободы человеческой личности, состоящее в основе наших убеждений, и дающее нам возможность полагаться на непрочувствованное и не узнанное как на реально существующее; т.е увеличивает восприятие мира и дает возможность полноценного существования в нем, как постоянно изменяющемся. Очень хорошо поясняет слово «вера» апостол Павел: вера - это осуществление желаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1). Слово «вера» - многозначное, основные его два значения: «вера, в которую мы верим», и «вера, которой мы верим». Первое значение веры - это сумма убеждений, составляющая какую-то конкретную систему, самые распространенные - это религиозные и политические. Второе - это душевная способность человека, которая позволяет ему во что-то верить. Очень часто люди не различают эти значения и, отвергая религию как систему верований, отвергают и саму возможность человека верить. Верить в Бога и верить что завтра будет хорошая погода - это два разных аспекта, но в тоже время и там и там - это вера. Верить - это свойство человеческой души; по этой причине все люди обладают им, и оно дает человеку будущее. Только с верой у человека есть возможность идти на работу, так как верит, что в конце месяца получит плату за сделанную работу. Она заставляет человека сеять зерно и быть убежденным, что потом оно даст урожай. Это есть различие между религиозной верой и онтологической.

Часто веру сравнивают со знанием. Что знание, особенно сейчас, в индустриальном мире, важнее веры, или наоборот, что вера - это часть науки, а доказательства будут по мере того, как она будет развиваться. На самом же деле наука и вера имеют принципиальные отличия. Наука, которую мы привыкли видеть сейчас, и само понятие, начали зарождаться в Средние века, когда предложили на примере Библии также исследовать «книгу природы». Наука - это физические, географические, космические и другие открытия, также механизирование человеческого труда, другими словами наука - это факты. Но что интересно, фактами мы в практической жизни реже пользуемся, чем убеждениями. Например, когда садимся в машину, мы не вспоминаем, какой она имеет вес, какая у нее длина или как работает топливная ее система; мы верим, верим в то, что она довезет нас до запланированного места. Факты, во временном отрезке нашей жизни, находятся в прошлом, ими мы частично пользуемся в настоящем, но будущее определяется верой, которой движет нас вперед. Важно еще то, что у веры, как религии, и у науки разные задачи. Религия должна ответить нам на вопрос о смысле жизни, а наука улучшает условия жизни на земле человека. Например, если какой-то святой отец не знал, что существуют другие планеты, это может означать то, что у него не было телескопа, но никак из-за этого не могут поддаваться сомнению его вероучительные труды.

Религия должна ответить на вопрос: в чем смысл человеческого существования? Наша Православная Церковь дает нам ответ на этот вопрос: смысл жизни - в достижении единства с Богом в этом и будущем мире. Смысл жизни - в обожении человека, через подражание Ему, через соблюдение Его Слова, через осуществление любви. И то, как этого достичь, в полном объеме содержится в бесценном богатстве Православного вероучения.




Священник Александр Топов.



Наверх