Все новости

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Этот праздник первоначально установлен был в память обретения Честного и Животворящего Креста Господня (в 326 году) равноапостольною царицею Еленою, матерью первого христианского императора Константина Великого, а с VII века с этим днем стало соединяться воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (в 620-е годы). Как при обретении, так и при поставлении Креста, возвращенного из Персии, патриарх, дабы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, воздвигал, то есть поднимал, Крест, обращая его ко всем четырем сторонам, причем всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: «Господи, помилуй!» От этого поднятия Креста и праздник получил название: Воздвижение Креста Господня. Так как сила Креста открылась в победах благоверных государей над врагами, и в торжестве христианства над язычеством, то главным песнопением дня Воздвижения служит молитва за народ христианский.

26 сентября 2014 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан совершил всенощное бдение в Свято-Успенском кафедральном храме г. Тихорецка. Архиерею сослужили: настоятель храма протоиерей Андрей Дашевский, штатные священники храма, а также клирик Свято-Покровского собора г. Кропоткин диакон Владимир Сушко.

После Великого славословия епископ Стефан совершил чин воздвижения Креста.

В сам день праздника, 27 сентября, в нашем храме были совершены 2 Божественные Литургии. По окончании поздней Божественной Литургии настоятель храма протоиерей Андрей Дашевский совершил панихиду о упокоении протоиерея Петра Дашевского – пастыря и духовного отца многих прихожан Свято-Успенского храма, пришедших в этот памятный день вспомнить его в своих молитвах.


Чинопоследование Воздвижения Креста

По окончании Великого славословия при пении «Святый Боже...», выйдя с Крестом на средину храма, предстоятельствующий епископ полагает его на аналое, кадит крестообразно совершает перед ним три поклона; затем, взяв Крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Предстоятель трижды осеняет Крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает Крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После сего он, то есть предстоятель, обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певцы поют вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает Крест, подобно тому, как он совершал это на восток. Далее предстоятель обращается лицом к югу, и после прошения диакона: «Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, [епархиального архиерея] и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси», совершает третье воздвизание, певцы же поют третью сотницу «Господи, помилуй». Затем следует четвертое воздвизание, лицом к северу, чему предшествует прошение диакона: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Таким же образом совершается пятое воздвизание снова к востоку, по произношении диаконом: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святем храме сем отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси». Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют: «Слава и ныне», кондак праздника: «Вознесыйся на крест волею...» Предстоятель кладет святой Крест на аналой и вместе с сослужащими ему поет трижды: «Кресту Твоему...» Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому Кресту и его целование.





Пресс-центр Свято-Успенского храма.



Наверх