Новости

Пятое воскресение Великого поста носит на себе имя великой подвижницы древности – преподобной Марии Египетской. Если учесть, что в великопостный период воскресные дни завершают недельный литургический (богослужебный) цикл, то в связи с этим можно сказать, что вместе с окончанием недели должен быть найден и некий «ключ», открывающий своего рода ответ на поставленный за предыдущие дни вопрос. В свою очередь, если окунуться в атмосферу минувшей недели, то одним из самых значимых по концентрации внимания и физических сил является вечер среды, когда за богослужением полностью прочитывается Великий канон Андрея Критского. Помимо своей продолжительности, он должен сопровождаться множеством совершенных - за время его чтения - земных поклонов. В своей совокупности, это многочасовое предстояние на молитве еще в достаточно давние времена получило свое обозначение – «мариино стояние», поскольку в перерыве между чтением псалмов и, собственно, самого канона, положено читать житие преподобной Марии Египетской.

Уже само по себе это поразительное жизнеописание внушает мысль о том, что, во-первых, не тщетны и не бесплодны бывают наши труды и подвиги, если, правда, они совершаются со смирением и страхом Божиим, а во-вторых, - и это самое важное! – есть тот уровень духовной жизни, о существовании которого мы можем даже и не догадываться, поскольку он – удел совершенных. Ведь не секрет, что рано или поздно к человеку, жаждущему жить богоугодно, приходит лукавый помысел, говоря: «Ты только посмотри, как ты изменился в духовной жизни! Каких высот тебе удалось достичь за последнее время! А главное – если рассуждать всерьез – кто еще может помериться с тобой благочестием и благодатью, которые ты приобрел за свою молитвенность и набожность?». Примерно те же мысли некогда обложили тяжким ярмом ум старца Зосимы иорданского, от лица которого и поныне пересказывается житие преподобной Марии. Господь снял со старца тяжесть тщеславных дум в тот момент, когда показал ему на примере жизни Марии образец совершенства и святости, которых может достичь кающийся грешник.

Конечно же, эта история не может оставить равнодушным тех из христиан, кто испытал на себе тяжесть той самой блудной страсти, в которой некогда пребывала будущая святая подвижница. Вероятно, одним из самых острых вопросов, который со всей очевидностью вырисовывается при этом, является вопрос практический: «Что делать?». Что делать, если эта страсть явно и скрытно за годы въелась в ум и плоть, что она в действительности мучит человека? Что делать, если этой страсти подвержены самые близкие люди? Что делать, если из-за нее разрушаются семьи, и дети с тоской смотрят как их отец или мать живут с другой «мамой», другим «папой», с другими детьми?

Ответы на эти и подобные вопросы можно найти в ответах мудрых подвижников. Ключевым же моментом, как для умножения грехов, так и для дел праведности является привычка. Об этом можно найти мысли у таких светил Русской Церкви, как святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский. Безусловно, им были знакомы и слова древнего египетского отшельника, – Нила Синайского, - кратко обозначившего путь к избавлению от этой страсти: «Всего опаснее, если сердце погрязло в навыке к сластям похоти, и потребно много трудов, чтобы эту страстную поросль подсечь под корень».





иерей Д. Зубан


Наверх