Новости

Четвертое воскресенье Великого поста именуется в церковном календаре неделей преподобного Иоанна Лествичника.

Приписывание каждой неделе поста своего индивидуального именования отражает внутреннюю логику церковной мысли о том, что же такое пост в жизни христианина, какие этапы проходит постящийся вместе с Церковью, а также, - опуская вопросы «зачем?» и «почему?», - попытаться найти ответ на вопрос «как?» поститься. Ведь если оглянуться назад и всмотреться в пережитые моменты великопостного времени, то можно обнаружить то, что первая седмица, завершившаяся Неделей торжества православия, выявила жизненную необходимость поста, как исполнение воли Божией. И если вести речь о том, где и у кого искать наглядный пример максимального исполнения Его воли, то этим примером окажется Сам Иисус Христос.

В этой связи хочется отметить, что в церковных великопостных песнопениях лейтмотивом служат слова, проводящие параллели между Адамом, нарушившим волю Божию, и Вторым Адамом – Христом, ее исполнившим. Отсюда крест, страсти, смерть Христовы – это очевидные атрибуты победы Христа над диаволом, адом и смертью. Соответственно, войти в радость и торжество этой победы Господь предлагает каждому, впрочем, не вдруг и не сразу, а повторив путь восхождения на Голгофу. Этому восхождению соответствует слово кеносис, обозначающее вовсе не признание над собой неизбежности некоего рока, судьбы, а добровольное согласия с волей Божией, даже если для этого потребуется лишить себя земного благополучия, человеческого бытового счастья, элементарного душевного покоя, в конце концов – самой жизни. Этим путем пошли древние праведники: Авраам, Моисей, а также прочие пророки. Этот же путь избрал и Христос Иисус. Равным образом, христиане последующих эпох старались вторить такому богоугодному самоотречению, поскольку их данному жизненному выбору служили прочной основой слова: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10:39). Соответственно, столь необычная бережливость порождала и своеобразный опыт молитвы, передававшийся поколениями верующих, особенно же через тех из них, кто вот так по-евангельски решился сберечь свою душу ради Царства Небесного.

Таким образом, сложившаяся в Христовой Церкви за века практика молитвы и аскетическая жизнь верующих, отражали ту самую характерную черту кеносиса, которую, начиная с апостола Павла, принято называть со-распятие Христу. В идеале оно должно быть добровольное и определенно бесповоротное, поскольку напряженная духовная работа внутри человека явно делает его тем самым воином христовым, о котором все тем же апостолом было сказано в послании к Ефесянам (6:11-17). В свою очередь война, или же, выражаясь сугубо церковным языком – духовная брань, - со всей очевидностью свидетельствует, что враг человека – диавол – от самого крещения христианина не прекращает вести ее, весьма часто прибегая к самым хитрым приемам, преследуя одну единственную цель – погубить человека в вечности.

Духовная жизнь и духовная брань в этой самой жизни для многих верующих воспринимается как поэтапное движение. При этом движение вверх требует неимоверных усилий воли и, порой, физической отдачи, тогда как падение, грех, нуждаются лишь в малейшем отступлении от условий той ступени своеобразной лестницы, на которой оказывается христианин. Возможно, наилучшей иллюстрацией этого духовного противостояния, и сопутствующих ему подъема и падений, служит фундаментальный труд одного из великих подвижников веры и благочестия – преподобного Иоанна Лествичника. Его прозвище говорит само за себя, так как его книга – «Лествица», не только в далеком VII столетии, но и теперь, привлекает внимание всякого рассудительного человека, жаждущего спасения. Можно добавить, что в церковной традиции это проницательное творение нашло и живописный отклик в виде иконы, под названием «Лествица».

Для русского человека имя Иоанна Лествичника дорого еще и тем, что в честь него освящен храм в самом сердце нашей родины – в московском Кремле. Храм этот увенчан высокой колокольней, напоминающей огромную пылающую свечу на подсвечнике столичных соборов, прослывшей в народе как Иван Великий. Как и встарь именно с этой колокольни в пасхальную ночь начинается нестись благовест, перенимающийся затем остальными звонницами и колоколенками Москвы.

Так русская православная культура через свои неповторимые памятники каменного зодчества напоминает верующим о тех основах духовной жизни, которые хранятся в Церкви уже в течение долгих столетий, прикоснуться к которым может всякий, отложив прочь леность и равнодушие, собственно к чему и располагает время Великого поста.


  • Лествица Иоанна Лествичника
    древнерусская икона 16 века.



Иерей Дионисий Зубан.


Наверх