Неделя торжества православия

24 марта – первое воскресенье Великого поста, которое в церковном календаре имеет название «Неделя торжества православия».

«Неделя» - славянское слово, обозначающее воскресный день, тогда как для современного понятия недели есть, соответственно, другой термин – «седмица». Таким образом, каждая седмица Великого поста венчается неделей, имеющей свое особенное именование.

В этот день вспоминаются события, всколыхнувшие Византию в VII-IX веках, в связи с распространением ереси, отрицающей почитание священных изображений – ереси иконоборчества. Истоки и предпосылки зарождения этого лжеучения, помимо религиозного, имели и политический контекст. Главными и яростными противниками икон выступали сами императоры. Начав с осторожного перемещения икон на стенах храмов во избежание целования их верующими, впоследствии императоры повели самую ожесточенную борьбу с иконами и их почитателями. Христиане опасались гнева Божия за столь кощунственные деяния царей-иконоборцев, однако обстоятельства истории складывались так, что цари-иконопочитатели оказывались в основном политически безуспешными и, к своему несчастью, несли, ожесточавшие народ, военные потери. Константинопольский собор 843 г. поставил в этой печальной истории точку, основываясь на постановлениях Вселенского собора 787 г., связавшим воедино почитание икон со спасением человека.

Ведь икона для Церкви – это ясное и очевидное свидетельство истинности слов Писания «Слово стало плотью» (Ин.1:14). Сын Божий, став человеком, с подлинно человеческим телом и душой, Своими руками исцелял больных, Своими устами проповедовал, Своими ногами шел на Голгофу. И после вознесения на небо Иисус Христос остался в памяти Церкви именно таким, каким Его видели сами апостолы. Ветхозаветный запрет на изображение Бога, Которого никто из людей после адамова изгнания из рая не видел, лишался всякого основания и силы. И если устная апостольская проповедь своевременно была записана, став частью Писания Нового Завета, то желание запечатлеть лик Христа - вполне естественное желание верующих видеть изображение сказавшего «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20) – сформировалось в традицию делать это с помощью красок, нанесенных на доску (икона) или стену храма (фреска). Перед таким изображением совершались молитвы христиан, сопровождаемые жестами почтения святыни – поклонами, целованием иконы, прикосновением к ней, каждением фимиамом.

Все эти действия выражают мысль Церкви о правильном способе молитве, а значит – о верном способе прославления Бога. Отсюда и сам термин «православие» отражает не только возможность правильно верить в Бога, но и избегать неправильной практики молитвы: поклоняясь и целуя иконы, христиане мысленно возносятся «во области заочны», где Сама Троица и все святые, одновременно отторгая любую возможность в своем воображении представлять то, что дано в иконе.

Триумф верного образа прославления Бога через почитание святых икон, в масштабах Византийской империи, заложил основы религиозной культуры, распространившей свое влияние на просторах Руси, породив не только бесчисленный сонм русских святых, но и тот жизненный импульс, который ощутимо проступает через саму русскую культуру, немыслимую без Рублева, Репина, Мусоргского, Рахманинова, Достоевского и многих иных, коими богата наша земля.

В Свято-Успенском храме г. Тихорецка 24 марта были совершены 2 Божественные Литругии. По окончании поздней литургии священнослужители храма совершили молебное пение Недели Торжества Православия.






Пресс-центр Свято-Успенского храма.


Наверх