Ожидание Мессии

Со времен изгнания из рая первых людей, Адама и Евы, все человечество ожидало прихода в мир Того, Кто искупил бы не только грех прародителей, но и личные грехи каждого человека, сделал бы всех людей свободными от рабства страстям и смерти. Вера и надежда людей основывались на тех обетах, которые давал им Господь Бог.

Так как единственным народом древнего мира, который сохранил истинную веру в Бога, являлись евреи, то, по обещанию Божию, именно от них и должен был произойти Мессия (на иврите – Мошиах, на древнегреческом – Христос – буквально переводится «Помазанник»).

На протяжении всего ветхозаветного периода (то есть до рождения Христа) в народе избранном находились праведники и пророки, через которых Бог напоминал евреям о необходимости сохранять чистоту веры и быть готовыми принять Искупителя.

Первое указание на будущее рождение Спасителя дал Сам Господь Бог при изгнании прародителей из рая. В словах, обращенных к змею, искусившему людей на грех, Он сказал: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3, 15). В данном пророчестве под образом змея христианская Церковь понимает падшего ангела Божия Денницу – сатану, дьявола. Под женою понимается Дева, от Которой должен был родиться Спаситель.

Следующим пророчеством о приходе в мир Мессии считается обетование, данное Господом Богом Аврааму. После того, как Господь испытал веру праведника, Он сказал ему: «Благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт 22, 18). В этих словах Бога Церковь видит указание на то, что именно из рода Авраама (то есть в еврейском народе) должен был родиться Мессия.

О рождестве Мессии пророчествовал и святой Михей, живший примерно за семь столетий до Христа. В своих словах о будущем Мессии, пророк говорит о месте Его рождения: «И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих 5, 2). Здесь прямо назван город, где должен был родиться Мессия, – это Вифлеем.

Целый ряд обетований о рождении Христа сделал святой пророк Исайя, который жил примерно в то же время, что и Михей. «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия… И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники...» (Ис 11, 1- 10). – в этом пророчестве раскрывается тема происхождения Спасителя – Он должен был родиться от Девы, Которая происходила бы из рода Иессеева и Давидова (Иессей – отец святого царя и пророка Давида). Во второй части пророчества говорится о приходе ко Христу язычников. Самое же известное и яркое предсказание о рождении Спасителя, сделанное пророком Исаией, звучит так: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7, 14). В этих словах сказано не только о приходе Мессии, но и открыта тайна Боговоплощения – Спаситель должен был родиться именно от Девы, таинственно «принявшей во чреве», имя же Его – Еммануил, что в переводе с греческого значит «С нами Бог».

Помимо большого количества пророчеств о месте и самом факте рождения Спасителя в Ветхом Завете имеется немало и других – о Его земном пути, чудесах, страданиях, смерти на кресте и Воскресении.

Все эти предсказания хорошо знал каждый иудей, и каждый происходивший из рода Давидова надеялся, что именно в его семье будет рожден Мессия.

Однако к моменту Рождества Христова народ иудейский уже много столетий был в подчиненном состоянии. Времена финансового и военного расцвета Израильского царства при царях Давиде и Соломоне давно прошли.

В 6 веке до Р.Х. Иерусалим был разрушен ассирийцами, а почти все иудеи были отведены в плен. Впоследствии Иудею, «не заметив», поглотил своей империей Александр Македонский, в результате чего они долго находились в подчинении Сирийскому царству со столицей в Антиохии. После долгой войны за независимость иудеи жили свободно около века, пока в первом веке до Р.Х. не услышали тяжелую поступь римских легионеров, с которыми сражаться просто не было смысла…

Иудея стала одной из колоний Римской империи, которая платила дань в столицу, а для поддержания порядка на её территории были размещены отряды солдат. Римскую администрацию в Иерусалиме представлял наместник, или прокуратор; во времена Христа это был известный вам Понтийский Пилат.

В результате, ко времени пришествия Иисуса Христа иудеи ждали Мессию уже не как Спасителя, который спасет мир от рабства греху. Они мечтали о вожде для иудейского народа, который поведет за собой людей, свергнет ненавистное римское иго, вернет Иудейскому царству его было величие и отомстит всем народам, которые когда-либо угнетали иудеев.

И именно такого лидера в Христе видели иудеи, несмотря на то, что он всегда говорил о Царствии Небесном, а не о земном. После всех его бесчисленных чудес, особенно после воскрешения Лазаря, которое произошло в Вифании – пригороде Иерусалима, и молва о котором молниеносно разнеслась по всему городу, Христа, пришедшего в Иерусалим за шесть дней до празднования ветхозаветной Пасхи, встречал буквально весь город.

Встреча была поистине царской. Люди снимали с себя одежду и постилали под ноги ослику, на котором Он ехал, махали пальмовыми листьями, как было принято встречать победителя, возвращающегося после успешной битвы, и кричали «Слава сыну (т.е. потомку) Давида!»

Если бы Христос в тот момент сказал "Идите за мной" - иудеи, не раздумывая, пошли бы за Ним свергать Пилата и воевать с римскими легионерами. Настолько велика была охватившая всех эйфория.

Однако Христос въезжает в город не как полководец, как победитель - на коне. Нет. Он сидит на молодом ослике - символе мира и скромности. Но и этого возбужденные люди предпочитают не замечать.

Тогда Спаситель явно показывает иудеям, что они заблуждаются о Нём. Сопровождаемый огромной толпой людей, он посещает Иерусалимский храм, где молится и отвечает на хитрые вопросы книжников и фарисеев, пытающихся скомпрометировать Его в глазах и простых иудеев, и римской власти.

А затем Христос поступает и вовсе неожиданно для всех - Он тихо уходит из города и ночует в Вифании.

И вот тогда в душе иудеев начинает расти недовольство. Они чувствуют себя обиженными в самых лучших патриотических чувствах. "Как же так! Как это Христос мог обмануть наши ожидания?! Почему Он не захотел быть нашим вождём?" И вот буквально на наших глазах происходит страшное. Те, кто ещё сегодня ликующе восклицал "Благословен Грядый во Имя Господне", уже через несколько дней, осатанев, будут кричать Пилату "Распни, распни Его!"




иерей Антоний Щербина