Все новости

Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

О празднике

19 августа (6 августа по старому стилю) Православная Церковь празднует Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, который в народе носит название Яблочного Спаса. Праздник установлен в память Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор, о чем рассказывают три евангелиста — Матфей, Марк и Лука. Незадолго до своего распятия Иисус Христос, взяв с собой трех учеников — Петра и братьев Заведеевых, Иакова и Иоанна, отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, возвышающейся над холмами Галилеи, Иисус стал молиться. Утомившиеся апостолы уснули, как сказано в Евангелии: "Петр же и бывшие с ним отягчены были сном" (Лк 9:32). Проснувшись, они увидели, что Иисус Христос преобразился: он стоял, окруженный сиянием, лицо его сияло как солнце, одежды сделались белее снега и блистали, как свет. Рядом с ним стояли два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия, которые беседовали с Господом о его близком отшествии.

Далее Евангелие повествует о том, что беседующих осенило светлое облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте". Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте, не бойтесь". Ученики тогда встали и увидели Иисуса уже в обыкновенном виде. Вместе со Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Христос повелел никому не рассказывать о том, что они видели, — до тех пор, пока он не воскреснет из мертвых.

Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: "С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя" (Кунцлер М. Литургия Церкви). Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Праздник Преображения напоминает людям о необходимости духовного преображения. Церковь учит, что своим Преображением Спаситель позволил апостолам воочию лицезреть преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Христос готовил учеников к своей смерти; они должны были увидеть его во славе, чтобы не поколебаться и в час испытаний.

Традиции

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку.

В русской народной традиции Преображение называется вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки — самый распространенный плод на Руси. Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным.

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

Торжества в нашем храме

18 августа 2014 г., накануне праздника Преображения, в нашем храме было совершено торжественное Всенощное бдение с чином освящения хлебов.

В сам день праздника, 19 августа, были совершены 2 Божественных Литургии. После ранней Литургии, которую возглавил настоятель храма протоиерей Андрей Дашевский, был совершен водосвятный молебен, а потом батюшка окропил святой водой плоды, принесенные верующими. Освящение плодов также было совершено и после поздней Литургии.




Пресс-центр Свято-Успенского собора.



Наверх