Все новости

Музыкальная мелодия Александры Мореновой.

Музыкальная мелодия Александры Мореновой

ДО встречи уже были знакомы

Стояла спиной к клиросу, слышала протяжные, спокойные, но такие благомощные и основательные голоса, и назойливое любопытство взяло верх. Просто взяла и обернулась во время службы. И тут многоголосие сменилось молитвенной одинокой мелодией. Этот голос мне не показался осиротелым, он летел в купол и был таким гармоничным… стройным… плавным.

Многие из нас считают хор обычным приложением к церковной службе. Привыкли, здесь все и всё на своих местах. Если забудем какие-то строки из «Символа веры», хористы допоют за нас. Потому что мы, в основной массе своей, технические христиане. Такую правильную оправдательную конструкцию нашей забывчивости дал известный журналист Дмитрий Соколов-Митрич. Практически у каждого из нас на груди крестик, мы можем не ходить в храм полгода, а потом ходим каждую неделю, если приспичит. Не пропускаем Пасху, Рождество. Но мало знаем о православии, да и о своем храме в том числе.

Все больше прикасаясь к церковной жизни, к православию, понимаю, что это другая жизнь. Она лишена бурной бесполезной динамики, бестолковых бюрократических пасьянсов, здесь все без принуждения, по совести и для души. И поймала себя на мысли, что настоящий профессиональный хор в нашем провинциальном городе можно услышать только в стенах храма.

О настоящем искусстве и неподдельной мелодии Александры МОРЕНОВОЙ сегодня наш разговор.

ПАРТИТУРА 2013 ГОДА

СИльный голос в дуэте с выносливым характером

Александра поет очень красиво. У нее мягкий выразительный голос, терпкий тембр. Нет, не горький, как вы подумали, соотнося это прилагательное с шардоне. Хотя вы правы, ее голос выдержанный, как хорошее вино. А тембр терпкий. Потому что не дает услады, он терпеливый.

Необычная эстетика и во внешнем облике Саши. Строгая, с серьезным волевым выражением лица и обаятельной улыбкой, с простыми по форме, но суровыми бровями, с правильными чертами лица, какой-то педантичной харизмой.

Сопрано хора Свято-Успенского храма требовательна к себе и к своему пению. Поэтому она первая среди равных. Поэтому она солирует «Величание» и «Великое Славословие». Хотя она не показывает, как профессиональный музыкант, но испытывает колоссальное волнение.

Трепет вызывает двойная ответственность: с одной стороны ее пение, как пение всего хора, должно быть таким, чтобы помочь в молитве, а не помешать ей. С другой стороны, исполнить духовную музыку нужно голосом без сопровождения музыкального инструмента, но только голосом не получится. Нужно не затемнить молитву мелосом (напевом) и изысканностью гармонии.

ЛЯпы не допустимы

Она смотрит программу «Голос». Уважает творчество Севары. Совершенно не понимает творчество кричащего Баскова. Часами может слушать только Архангельского, Кастальского, Чайковского, Турчанинова и Веделя.

И часами Александра может рассказывать о хоре:

- Как такового голоса не должны вы слышать, Блаженный Августин говорил, если я слышу голос в храме, значит, я уже совершил грех. Лучше бы я его не слышал.

Видите, как все непросто. Я больше чем уверена, что многие из вас, дорогие читатели, думали, что на клиросе собираются все, кто считает, что они умеют петь. Но это не караоке: захотел – попел, захотел – не пришел, сегодня – выступил, а на завтра другие планы.

Красота в пении Саши не является самоцелью – оно искренне, и самые сложные мелизмы (украшения) звучат естественно. В церковном хоре на импровизации табу. Разве что немного агогики допустимо, т.е. небольшие отклонения (замедления, ускорения). Но Александра и не стремится показать свои вокальные возможности, это не сцена. Хотя когда-то она мечтала связать со сценой свою жизнь.

Да, наверное, многие пришедшие в храм не пророчили себе будущее в храме. Но планами мы сами знаем, кого можем рассмешить.

Все в правом хоре, а это 16 человек, имеют музыкальное образование. Многие высшее. А многие, как Саша, преданы хору Свято-Успенского храма более 15 лет. Два раза в неделю хористы собираются на спевки.

Кстати, здесь тоже не всё просто. Не всем «домашним» можно объяснить, почему и зачем ты после работы торопишься не домой, а в храм. Поэтому не всегда на репетициях собирается полный состав.

- В нашем хоре есть семейный тандем – альт и бас, Светлана и Игорь Халатян. Им бытовые проблемы не препятствуют идти в храм.

СОЛЬный церковнославянский

Интересно, что движет людьми, почему они предпочитают храм большой сцене? Одни приходят по духовной потребности, другие, чтобы получить дополнительный доход. А потом душой прикипают и начинают жить хоровой и храмовой жизнью. Бывало ли так, что приходили люди, далекие от веры, а хор разбудил их душу? Возможно.

Слушая Сашино соло, мне показалось, будто ее высокий голос взлетел и, не торопясь, растворился в храме. Есть такое понятие в медицине: сердечный кашель. А здесь сердечная молитва, сердечный голос и даже сердечное дыхание.

Ансамбль может быть ритмический, гармонический. А Саша поет, нет, служит в ансамбле душевном. В спетом коллективе и в высокопрофессиональном. И не только в знании гласов и нот дело. А в том, что здесь люди по призванию. Они не из-за выслуги и денег. А потому, что без молитвы и хора не могут.

ФАльши в ее мире нет

- Хор - это единый организм, нужно уметь слушать других. У хора должно быть как бы одно дыхание, чувство плеча. Свои эмоции необходимо убирать. Как это ни странно, церковные песнопения нельзя исполнять «с выражением». Я поняла, что хоровым пением также можно передать любовь к Богу и Любовь Бога к нам, как при помощи игры на моем любимом инструменте – фортепиано. Можно играть на хоре, как на пианино. Только еще глубже, шире и проникновеннее. Я без пения в храме уже не могу. Недавнюю командировку в Москву расписала по минутам. Прогуливаться около Кремля или просто проспать выходные, как можно? Я побывала практически во всех храмах. Просто поразил храм Христа Спасителя. Но самое главное, мне посчастливилось спеть на большой службе Воздвижения вместе с хором храма Вознесения.

Александра – интересный человек, у нее интересная жизнь. А еще необычные вещи происходят с ней и ее семьей. Не так давно она покрестила маму. Обычно родители приводят детей в храм, а тут… Достучаться до бывшего комсорга было сложно, но к маме Саша нашла ключи. Хотя, конечно, много вместе выдержали дискуссий и перелопатили книг.

ПАРТИТУРА 2000 ГОДА

УстаМИ петь нельзя

Александра поет хорошо. У нее звонкий голос и насыщенный бархатный тембр. Саша строгая, критичная, разборчивая. Она растит дочь. А дочь радует ее своими успехами. Иногда смешит своей детской непосредственностью и оригинальностью:

- Мама, ну что ты медлишь, нам нельзя опаздывать, там уже калакол звонит!

Малышка будет расти на клиросе. Будет подпевать маме. Но никто не догадается, что она предпочтет музыке изобразительное искусство. И через десяток лет будет пробовать силы в институте архитектуры и дизайна. А пока за шалости она получает улыбки и иногда замечания от регента хора – матушки Зои.

Дирижер хора придерживается простой истины: нельзя исполнять духовную музыку, что называется, «устами». Нужно стремиться жить по духовным законам. В пении неправославного человека люди все равно фальшь почувствуют, каким бы высоким профессионалом он ни был.

Спелся коллектив, в прямом смысле слова, благодаря регенту матушке Зое. Да, она контролирует песнопение. Но она и талантливый, думающий, чувствующий музыкант. Она умеет свой хор слышать и слушать. В нужный момент одергивать, если кто-то ударится в демонстрацию своей индивидуальности.

Хотя с Александрой такого не бывает. Она сама постоянно себя удерживает. Воспитывается воздержанием. Соблюдает посты уже 15 лет. Покоряет на лыжах высоты Домбая и Эльбруса. Александра постоянно себя контролирует, отслеживает, за какое время и как прошла дистанцию. Дистанцию снежную и жизненную. Зачем ей, неспортсменке, такой контроль? Закаляет она себя и физически, и духовно.

ПАРТИТУРА 1993 ГОДА

РЕшительное и бесповоротное «смогу»

Александра поет неплохо. Голос хрупкий, а тембр сочный. Она во всем, в хорошем смысле слова, дотошная. У нее правильная осанка и выправка настоящего концертмейстера. Еще бы, семь лет она играла вальсы Штрауса и этюды Шопена в Тихорецкой музыкальной школе. Теперь познает музыкальный мир в Таганрогском институте на хоро-дирижерском отделении.

«Кто сможет спеть?» – этот вопрос однажды задал Сашиным однокурсникам батюшка одного старейшего ростовского храма. Молитвы Александра знала. С гласами и нотами, как музыкант, быстро освоилась. Но вот выпорхнуть с первого раза голос не смог. Настолько величественная атмосфера свежевыкрашенного храма сдавила связки, что Саша просто нашептывала свою партию. Петь не получалось. Она только училась музыкально молиться.

После этой службы она решила идти именно этой дорогой. Дорогой музыки и никакой другой. Эта служба осталась навсегда в сердце. Она стала самой яркой, просто необыкновенной. Подобный трепет будет вызывать каждая пасхальная служба. И вызывает она какую-то чистую детскую радость.

А пока А. Моренова слушает «Квин». Ей кажется, что виртуозно владеет голосом Майкл Джексон. Песни Цоя может перематывать на магнитофоне по тысяче раз. Она мечтает быть концертирующим пианистом, петь и работать в профессиональном хоре.

И пока не знает, что «Отче наш» может быть в изложении разных композиторов.

Первое «ДО» на музыкальном поприще

15-летней Саше не давала покоя старая пыльная книга, которую все всегда куда-то передвигали. Мама, когда наводила влажную уборку, бабушка, когда доставала классиков. Саша взяла и стала изучать втайне от всех эту книгу. Многое было непонятно. Но чем больше возникало вопросов, тем интереснее было искать ответ. Так Библия перекочевала в комнату к Александре и стала настольной книгой.

Многие из одноклассников удивлялись, почему, вместо шпаргалок, Сашка шепчет себе под нос какие-то странные тексты. Молитва «Отче наш» выручала десятиклассницу не один десяток раз. Эта книга изменила всю ее жизнь.

P.S. Вот такая мелодия Александры Мореновой. Жизненные ситуации придают ей то минорные оттенки, то мажорные. В какой бы последовательности мы ни читали ноты биографии Саши, жизненный путь Александры Мореновой полифоничный, гармоничный и верный.

Это красивое сопрано не звучало бы полноценно без храма и хора Свято-Успенского храма.


Ольга Мельникова.



Наверх