Артос

Ежегодно в первую субботу после Пасхи в православных храмах верующим раздается освященный хлеб, называемый в русской традиции артосом.

Собственно, артос, в переводе с греческого, и обозначает «хлеб». Но у нас греческое имя этому хлебу присвоено потому как, он занимает особое место в жизни верующих, напоминая о Пасхе в течение всего года. Весь год христиане хранят его в своих домах, принимая натощак вместе с освященной водой. И если этот обычай для кого-то может показаться вполне рядовым явлением, то у других обязательно отзовется вопросом: а какая же разница между просфорой и артосом, если просфору, которую также вкушают натощак вместе со святой водой, можно получить в храме едва ли не в любой день года?

Дело в том, что хотя и артос и просфора применяются в священнодействиях, и после их освящения благоговейно почитаются верующими, их использование не совсем идентично, о чем говорят сами названия. Ведь если просфора (греч. - приношение) – это квасный хлеб, который в древности приносился в храм для совершения Евхаристии - бескровной Жертвы, завещанной Спасителем, то артос – тот хлеб, который остается постоянным напоминанием о присутствии Христа среди верующих не только во время литургии, но и за пределами храмового пространства.

В определенном смысле литургия не ограничивается чинопоследованием священнодействий, а имеет свое внешнее измерение, продолжающееся за пространственными и временными пределами – вне алтаря и после отпуста литургии. При этом нужно учесть и то обстоятельство, что в Древней Церкви приобщение Тела и Крови Господних совершалось не просто «за богослужением», а являлось кульминационным моментом собрания, называвшегося Агапа, или же Вечеря любви. Эта особенность апостольской эпохи в истории Церкви наглядным образом показывает, насколько тесным было общение христиан, что даже вкушение пищи совершалось, во-первых, не индивидуально, а совместно, и, во-вторых, оно было немыслимым без причащения Тела и Крови Господа.

Апостолы, в память о постоянном присутствии Учителя с ними, во время трапезы оставляли одно место среди себя пустующим, поставляя при этом на столе хлеб – видимый знак присутствия Христа. Этот обычай и до сих пор жив в Церкви, особенно в монастырях, где после окончания службы совершается «чин о панагии», когда вся братия исходит в трапезную, следуя за несомым впереди всей процессии хлебом: в течение всего года несут богородичную просфору, а на Пасху – артос. Всю пасхальную неделю артос переносится из церкви в трапезную и обратно, а затем в субботу он раздробляется на мелкие части и раздается братии и верующим. Каждый, получив частицу артоса, может съесть ее прежде иной пищи, произнеся слова «Христос воскресе!». Также можно принести эти частицы в дом, чтобы затем в течение года до будущей Пасхи в моменты обострения болезней или скорбей поддержать себя этим духовным утешением – вкушением пасхального хлеба.

Действительно, как важно в трудную минуту вспомнить слова, способные снести камень с сердца, - слова, которые просто и ясно выражают правду жизни: Христос воскресе!

В Свято-Успенском храме г. Тихорецка раздробление и раздача артоса будет совершено в субботу 11 мая по окончании литургии. Начало службы в 7:00.




иерей Дионисий Зубан.


Наверх