Поиск



  Искомое.ru

ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ

Для православных христиан священный интерес представляет всё, что имеет непосредственное отношение к земной жизни Богоматери. Этот интерес особенно повышается в дни Богородичных праздников, когда все мы ощущаем духовную потребность осмыслить и духовно пережить празднуемое событие в свете тех сведений, которые сохранились из истории земной жизни Приснодевы Марии. Мы преисполняемся потребностью духовно созерцать Богоматерь по содержанию богослужебного чина, по иконописным изображениям и по всем историческим источникам, которые сохранила для нас церковная древность. В этих источниках решительно всё интересует и захватывает нас: и основные события последних лет из жизни Богоматери и описание Её лика, Её одежды и того впечатления, которое Она производила на своих современников.

После Вознесения Спасителя Она открыла апостолам то, чего не знали они и знать не могли о земной жизни Господа и о Её жизни. Она передавала им те «глаголы», которые «складывала» (Лк. 2,51) и многие годы носила в сердце Своем. По великому смирению Своему, Богоматерь многое не велела записывать о Себе в священных книгах Христовой Церкви. Поэтому Её жизнь последнего периода нам известна главным образом из Священного Предания.

После Вознесения Спасителя Его Пречистая Матерь пребывала на высокой горе Сиона близ Иерусалима в дома возлюбленного ученика Христова Иоанна. Когда же начались гонения на Церковь Христову, Богоматерь с апостолом Иоанном удалилась в Малую Азию в г. Ефес. Посетила Она также Антиохию и о. Кипр. В это время на Кипре епископом был святой Лазарь, воскрешенный в свое время из мертвых Христом. Лазарь хотел прибыть к Богоматери в Иерусалим, но Она, опасаясь козней иудеев против Лазаря, известила его, что Сама прибудет к нему на о. Кипр. В этот путь она отправилась с апостолом Иоанном. Во время плавания Господу Богу угодно было внезапной бурей изменить путь корабля и направить его не к Кипру, а сначала к гористому берегу Афона. Здесь жители-язычники проповедью Богоматери и апостола Иоанна были обращены ко Христу, крещены и объединены в церковную общину во главе с епископом. Богоматерь нарекла Афон Своим уделом, прорекла будущую его святую главу и, обещав жителям его Свою помощь, отплыла на о. Кипр. Пробыв здесь некоторое время, Она возвратилась в Иерусалим, оставив святому Лазарю драгоценные дары: сшитые Её пречистыми руками архиерейский омофор и поручи.

Пребывая последний годы Своей жизни в Иерусалиме, Богоматерь любила уединяться для молитвы в сад Иосифа, в Гефсиманию, в Вифлеем, на гору Елеонскую и в другие места, освященные особыми событиями из жизни Господа нашего Иисуса Христа. На горе Елеонской Она дважды получила от архангела Гавриила весть об Успении Своем.

Вместе со Святой Церковью все мы чтим и прославляем иконописные изображения Божией Матери, особенно сохранившиеся от глубокой древности. Богоматерь в дни Своей земной жизни преисполнена была Божественной силы и благодати и дивной ангельской красоты при неизреченном смирении и скромности всего Её внешнего облика.

Знаменитый ученый грек Дионисий Ареопагит, ученик св. апостола Павла, видел Пресвятую в Иерусалиме, когда Она была в преклонных летах. «Невероятно казалось мне, – писал он св. Павлу – исповедую пред Богом, чтобы кроме Самого Высшего Бога, был кто-либо преисполнен такой божественной силы и благодати. Никто из людей не может понять, что я видел и уразумел при посредстве не только душевных, но и телесных очей. … если бы я не содержал в памяти и новопросвещенном уме моем твое Божественное учение, то я признал бы Деву за истинного Бога и воздал бы Ей поклонение …, потому что человеческий ум не может представить себе никакой чести и славы для человека, прославленного Богом, которая была бы выше того блаженства, которое я, недостойный, удостоился вкусить. … благодарю великого апостола Иоанна и тебя, милостиво оказавшего мне столь великое благодеяние».

От современников Приснодевы Марии сохранилось Предание и об Её внешнем облике и одежде, отраженное и в иконографии. Одежда Её всегда была простая и скромная, чуждая всякой роскоши. Поступь – величественная и твёрдая. Взгляд серьёзный, но приятный. Речь кроткая, льющаяся прямо из незлобивого сердца. Обращение с людьми – простое, безыскусственное. Вся красота Её божественной души отпечатывалась на Её лице, светящемся всеми добродетелями возвышенного и смиренного сердца. В каждом деле Она была исполнена кроткого величия и целомудрия. Она была Пренепорочная Дева не только плотию, но и духом. Ум Её всегда был к Единому Богу направлен и Богом управляем. В беседе была почтительна, на слова не скора, говорила мало и только необходимое. Весьма трудолюбива и прилежна к чтению Божественного Писания. К бедным и страждущим была милостива и никому не отказывала в помощи.

О внешнем виде Девы Марии сохранились известия и более поздние: в исторических описаниях св. Епифания и Никифора Каллиста. По этим описаниям, Богоматерь была роста умеренного, немного выше среднего, цвет лица Её напоминал цвет зерна пшеничного. Волосы – светло-русые и несколько златовидные. Глаза ясные, со зрачками цвета маслины. Брови немного наклоненные и довольно черные. Нос продолговатый. Уста – подобные цвету розы. Лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое. Руки тонкие и пальцы довольно длинные. У Неё во всём была простота и совершенное смирение. На современников Она производила неизгладимое впечатление: высота святости и величия сияла в Ней сквозь покров глубочайшего смирения, как бы соединяя в Ней естество человеческое с естеством ангельским.

Наш храм освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы и весь православный мир знает, что Успение Божией Матери явилось лишь переходом в другую область бытия, без подчинения закону тления и обычной загробной участи, связанной с ожиданием всеобщего воскресения. Гроб не удержал Пречистого тела Богоматери, и Она, воскреснув, вознесена к Своему Сыну и Богу, участвуя в Его славе, как первая и высшая из всех сотворенных, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим.

Но пребывание у Престола Божия не устранило связи Её с миром, который Она не оставила и по Своем Успении.

Особенно глубоко и трогательно православное почитание Божией Матери в нашей стране, России. Русское православное сознание всегда проникнуто верой в Её постоянное покровительство и заступничество. И эта вера выражает многовековой опыт русского народа, неоднократно познававшего благодатную помощь Богоматери в общенародной и личной жизни. Она была и есть защитница во всех скорбных обстояниях его бытия: в виде вражеского нашествия, стихийных бедствий. Нигде в православной мире не явлено столько чудес и чудотворных икон Божией Матери, как в нашей стране.

Такова Пресвятая владычица наша Богородица по тем сведениям, которые идут к нам из глубины веков от тех времен, когда Она Пречистая, Своими стопами освящала нашу землю, а Своими делами и особенно рождением Богомладенца положила начало нашему спасению.




Священное Писание о Пресвятой Богородице

1. Родословие Иисуса Христа
Мф. 1:1-17
Лк. 3:23-38

2. Благовещение Пресвятой Деве
Лк. 1:26-38

3. Посещение Елизаветы Мариею
Лк. 1:39-56

4. Иосиф и Мария
Мф. 1:18-25

5. Рождество Господа нашего Иисуса Христа
Лк. 2:1-38
Поклонение пастухов Мф. 2:1-18
Поклонение волхвов Мф.: 2:1-23

6. Сретение Господне
Лк. 2:22-38

7. Пресвятая Богородица у подножия Креста Христова
Ин. 19:26-27


Статьи о Пресвятой Богородице

1. Протоиерей Д. Богомолов "Благовещение Пресвятой Богородицы" //ЖМП. – 1952 - №4.-с.42

2. Протоиерей Д. Богомолов "Успение Пресвятой Богородицы" //ЖМП. – 1952 - №8.-с.50

3. Н. Васильева "Введение во храм Пресвятой Богородицы" //ЖМП. – 1952 - №11.-с.54

4. А.П. Вишняковский "Честнейшую Херувим" //ЖМП. – 1949 - №5.-с.39

5. Н. Попов "Покров Пресвятой Богородицы" //ЖМП. – 1950 - №10.-с.36

6. Архиепископ Сергий "Казанская икона Божией Матери" //ЖМП. – 1952 - №4.-с.35


Книги о Пресвятой Богородице

1. "Всемилостивая" Рассказы о помощи Божией Матери. – М., 2002– 205 с.

2. "Земная жизнь Пресвятой Богородицы" // Составитель С. Снессорева.- Ярославль: Верхняя Волга, 2002 – 460 с.

3. Е. Поселянин "Богоматерь на земле" – Спб. – М.: «Диотра», «Лествица», 2002 – 381 с.

4. "Пресвятая Богородица" / Сост. И. Панкеев. – М.: ОЛМА – Пресс Гранд, 2003 – 319 с. с ил. – (Православные святыни)

5. "Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы" – М., репринт, Изд. 1904 г. – 397 с.

6. Иеромонах Филадельф "Заступница Усердная. Слово о деяниях Пресвятой Богородицы" – М.: Русский Духовный Центр, 1992 – 208 с.

7. "Царица Небесная" – М., СПб. «Диотра», «Лествица». – 190 с.

8. "Царица Небесная. Державная правительница земли русской" – М.: «Форум», 2007 –559 с.

9. "Явления и чудеса Пресвятой Богородицы" – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2003 – 185 с.



Ведущий специалист
Ольга Николаевна Мороховец.


Наверх