Земной ангел
Святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета (Елизавета)
Первой святой, просиявшей на Русской земле, была великая княгиня Ольга. В последующие века Русь узнала немало святых княгинь, соединивших в себе светлый ум, необыкновенную красоту и христианское благочестие. Дарованные от Бога величие и богатство, святые девы употребили на дела милосердия и служения ближним.
На рубеже X-XI веков на Русь прибыла шведская принцесса Ингигерда. Она стала супругой князя Ярослава Мудрого. Свою праведную жизнь великая княгиня закончила в иноческом чине, с именем Анна. Ею впервые был введен обычай постригаться.
В начале XV века приняла постриг великая княгиня Евдокия, вдова святого князя Димитрия Донского. В монашестве она приняла имя Ефросиния. Благоверная княгиня основала в Москве Вознесенский девичий монастырь.
Глубоким почитанием в народе окружена память святых благоверных княгинь Февронии Муромской, супруги святого князя Петра Муромского, Анны Кашинской, Иулиании Вяземской. Последняя благоверная княгиня, соединявшая в себе редкую красоту и христианское благочестие, в 1407 году была зарублена мечом в Торжке, получив от Бога венец мученицы.
Среди таких мучеников яркой звездой сияет и святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, сестра последней императрицы Российской Александры Феодоровны.
Святая преподобномученица, причисленная к лику святых РПЦ в 1992 году, вместе со всеми мучениками и исповедниками православной веры от богоборцев мученический венец принявшей, явила собой пример высокого подвижничества, большой духовности и молитвенности. Она проявила поистине сверхчеловеческую стойкость и мужество во время посланных ей Богом испытаний и страданий.
Несмотря на то, что принцесса Елизавета прибыла в Россию из Германии, она стала настоящей русской по духу.
Муж Елизаветы, Сергей Александрович Романов, был московским генерал-губернатором. Елизавета была воспитана в лучших традициях немецкой аристократии: детей не только обучали музыке, истории, языкам, но и приучали вести домашнее хозяйство, с ранних лет привозили в больницу и учили заботиться о раненых. Детство Елизаветы прошло в искренне верующем и благочестивом семействе.
Супруг её, Сергей Александрович, был воплощением лучших черт русской аристократии. Блестяще образованный, это был настоящий русский человек, патриот, глубокой религиозной жизни. Он был одним из влиятельнейших государственных деятелей России. В браке они были счастливы.
В России Елизавета знакомится совсем с иной жизнью, иными традициями, верой. Она изучает русский язык и осознанно принимает веру – Православие.
В 1903 году Елизавета вместе с Царственной четой посещает Саровский монастырь и присутствует на торжествах, посвящённых прославлению преподобного Серафима Саровского. Она участвует в крестном ходе, слышит возгласы «Христос воскресе!», на глазах её совершаются чудесные исцеления. Поездка производит на княгиню огромное впечатление. Ей ещё больше открывается глубина веры Православной.
По возвращении в Москву, светская жизнь окончательно отодвигается ею на второй план. Она ещё глубже поняла, что главное в жизни – это стяжание благодати Духа Святого через самоотречение, молитву и делание добрых дел для ближнего своего. Елизавета пришла к решению, что её долг состоит в заботе обо всех нуждающихся, обо всех несчастных. И она отдает делам милосердия все силы своей души. К началу японской войны Елизавета становится во главе практически всех благотворительных организаций страны. Кремлевские залы Княгиня превращает в мастерские, где целыми днями строчат и шьют, готовя медицинские пакеты для фронта.
«Личность её была до такой степени вдохновляющей, что самые холодные люди загорались пламенем от соприкосновения с её пылкой душой и с необычайной энергией шли на благотворительную деятельность», - писал священник Михаил Польский.
Спит она не больше 2-3 часов в сутки. В полночь встает на молитву, затем идёт в больницу. Находя кого-либо больных в тяжёлом состоянии, она сидит у его изголовья до рассвета, стараясь облегчить его страдания. Когда кто-то умирает, Великая Княгиня по обычаю Православной Церкви читает над телом покойного Псалтирь. Москва благотворила свою Княгиню и выражала ей глубокую признательность. «Земной ангел», «игуменья Москвы», «наша матушка» - так с любовью называют её.
18 февраля 1905 года Великий Князь Сергей Александрович так же, как его отец Император Александр II Освободитель, - был разорван бомбой террориста.
Княгиня переносит эту трагедию с удивительным мужеством. Она находит в себе силы даже посетить в тюрьме исполнителя убийства – Ивана Каляева. Сама Елизавета Феодоровна не испытывала ненависти к тому, кто своей страшной рукой разрушил её счастье. Она жалела Каляева, жалела его заблудшую душу. Она желала, чтобы он раскаялся и просил прощения у Господа.
Эти нравственная сила Великой Княгини, величие её духа, которые она проявила, чтобы встретиться лицом к лицу с убийцей Сергея Александровича, поразили всех.
Елизавета Феодоровна была такой всю свою жизнь. Жертвуя собой, забывая о себе, она думала только о других.
С момента кончины Великого Князя Елизавета Феодоровна ещё глубже ушла в молитву, по-прежнему занимаясь общественно-благотворительными трудами.
Когда и при каких обстоятельствах зародилась мысль у Великой Княгини о создании Марфо-Мариинской обители? Вероятно, это было в 1906 году.
Продолжая носить траур по мужу, Елизавета Феодоровна ходила по церквам и госпиталям. Она хотела всю свою остальную жизнь посвятить служению Богу и людям, употребив всё свое богатство на благо и нужды других. Она годами наблюдала жизнь русских монахинь и пришла к заключению, что постоянная молитва и внутреннее созерцание должны быть конечным вознаграждением для тех, кто уже отдал все свои силы на благо служения Богу через ближнего своего. Она считала, что работа является основой религиозной жизни, а моление – это как отдохновение после трудов души и тела. Елизавета Феодоровна хотела служить людям, как заповедал Иисус Христос в Святом Евангелии: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня». (Мф. 25, 35-36)
Очень занятая строительством обители на Большой Ордынке (в Москве), Елизавета Феодоровна разрабатывала устав обители милосердия. Несмотря на занятость, двери ее дома были всегда открыты для просителей всякого чина и сословия.
Вся её жизнь была в постоянной работе, и, посещая монастыри, Великая Княгиня вела беседы с подвижниками земли Русской, и под их руководством она неуклонно поднималась по ступеням своего совершенствования.
Учреждая свою обитель, Елизавета Феодоровна посвятила её святым Марфе и Марии, сестрам Лазаря, которого Господь воскресил к жизни. Она желала, чтобы в этой обители сочетались две добродетели: служение Господу через ближнего своего (служение Марфы) и служение Богу через молитву и работу над собой (служение Марии).
Монастырь должен был заниматься благотворительной и медицинской деятельностью. Обитель милосердия, труда и молитвы была совершенно новым учреждением, которое когда-либо существовало в России, начала свою деятельность 10 февраля 1909 года.
9 апреля (по старому стилю) 1910 года в обители произошло великое по своему значению событие: по разработанному Святейшим Синодом чину епископом Трифоном были посвящены в звание крестовых сестер любви и милосердия 17 сестер обители во главе с Великой Княгиней Елизаветой.
Теперь впервые она сняла с себя траурное платье, чтобы облечься в монашеское одеяние и начать ещё более высокое служение Богу.
В Марфо-Мариинской Обители Милосердия Великая Княгиня Елизавета вела настоящую жизнь подвижницы, находясь в полном послушании старцев Оптиной пустыни. Смирение и послушание её были удивительны.
Работала Великая Княгиня Елизавета в своей Марфо-Мариинской Обители Милосердия на грани сверхчеловеческого предела. Трудясь в своей больнице, Елизавета Феодоровна обычно брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки и с присущей ей мягкостью и интуицией могла всегда найти подходящие слова утешения и подбодрить больных. Ночами же читала псалмы.
Протопресвитер Михаил Польский писал о ней: «У неё на лице, особенно в глазах, проступала таинственная грусть – печать высоких душ, томящихся в этом мире». Возможно, что предчувствовала, какой страшный конец земной жизни ожидает её, и поэтому часто мучилась тоской.
Но деятельность Елизаветы Феодоровны не ограничивались заботами обители. Являясь старшей сестрой императрицы, она использовала всё влияние на расширение в государственном масштабе дела благотворительности и милосердия. Так, ещё в годы русско-японской войны на её деньги были оборудованы лазареты, санитарные поезда, семьям погибших оказывалась материальная помощь. Но главным для неё было помогать бездомным и нищим, на это ушли все её средства. Елизавета Федоровна устраивала приют для сирот, раздавала одежду, продукты, лекарства…
Великая Княгиня обходила ночлежки и больницы, чтобы своими руками оказывать необходимую помощь. Одним из самых знаменитых мест обитания бедноты был Хитров рынок. Население его ночлежек составляло из тысяч бродяг, карманных воров, взломщиков, скупщиков краденого, беглых арестантов и уголовных преступников, скрывавшихся от полиции.
Елизавета Феодоровна, сопровождаемая обычно лишь кем-нибудь из сестер Марфо-Мариинской обители, неутомимо ходила от одного притона к другому, собирая сирот. Потерявшие человеческий облик лица не пугали и не отталкивали её. В каждом таком несчастном она видела образ Божий. «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено», - говорила Елизавета Феодоровна. Всё население Хитровки знало и уважало Великую Княгиню. Не было ни одного случая, чтобы кто-либо из жителей ночлежек оскорбил или унизил её. Служению добру у Великой Княгини не знало границ.
В начале лета 1917 года кайзер Вильгельм, который некогда был горячо влюблён в юную принцессу Елизавету, предложил ей покинуть Россию. Елизавета Феодоровна категорически отказалась. После заключения Брестского мира немецкое правительство добилось согласия на вывоз Великой Княгини Елизаветы за границу, но она не хотела и слышать об этом. Дважды германский посол добивался приема у Великой Княгини, но она так и не приняла его, представителя враждебной страны.
На третий день Святой Пасхи 1918 года Святейший Патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия и служил там. Через полчаса после отъезда Патриарха Тихона Великая Княгиня Елизавета была арестована. Узнав об этом, Святейший Патриарх попытался добиться её освобождения, но тщетно: настоятельница Марфо-Мариинской обители была отправлена в ссылку.
С Великой Княгиней поехали две сестры – Варвара Яковлева и Екатерина Янтиева.
Одна из сестёр вспоминает: «…И повезли её в Екатеринбург с каким-то провожатым, и Варвара с ней. Не разлучились… Потом письмо прислала батюшке и каждой сестре. Сто пять записочек было вложено, и каждой по её характеру. Из Евангелия, их Библии изречения, а кому от себя. Она всех сестёр, всех своих детей знала…»
В ночь на 18 июля 1918 года, когда Православная Церковь праздновала память преподобного Сергия Радонежского, под Алапаевском были избиты и заживо брошены в шахту Великая Княгиня Елизавета, её верная спутница Варвара и ещё шесть человек – члены царской семьи.
Спустя три месяца тела погибших были извлечены, останки положены во временные гробы и переправлены в Русскую духовную миссию в Пекине. Оттуда тела Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары попали через Египет в Иерусалим, где и покоятся ныне в храме святой Марии Магдалины.
Моли Бога о нас, святая преподобномученица Елисавета!
Библиография.
1. Любовь Миллер. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. – М.: «Паломникъ», 2011. – 350 с.
2. Е. В. Неволина. Золотой святыни свет… Издательство «Сибирская благозвонница», 2004. – 702 с.
3. Письмо Великой княгини Елизаветы Феодоровны Александре Николаевне Нарышкиной//ЖМП, 1996. - №7 – с.155.
4. Н. А. Соколов. Убийство Царской Семьи. М., 19991. – 366 с.
Ведущий специалист Ольга Николаевна Мороховец.
Наверх
|