Поиск



  Искомое.ru

"Обо мне не печальтесь..."
(посвящается памяти священника Павла Флоренского)

Священник Павел Флоренский. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. – М., 1992. – 560 с. Так называется книга, которую держу сейчас в руках с волнением и трепетом. В нашей библиотеке собраны многие труды протоиерея Павла Флоренского, есть и о нем.

Дорога и памятна эта книга и тем, что в ней есть пометки протоиерея Петра Дашевского, которые акцентируют внимание читателя на наиболее глубоких и содержательных местах.

Священник Павел Флоренский – выдающийся православный мыслитель XX века, богослов, историк философии, филолог, искусствовед, организатор музейного дела в Троице-Сергиевой Лавре, выдающийся физик и математик, инженер, электротехник, автор многочисленных изобретений в различных областях науки и техники.

о. Павел намного опередил свое время. Всей жизнью и творчеством он стремился проповедовать Истину Христову. Что мог знать читатель о священнике Павле Флоренском в середине 20-х годов прошлого столетия? И, что можем знать мы, переступившие порог в век 21?

Родился в 1882 г., окончил физико-математический факультет Московского университета в 1904 г., Московскую Духовную академию - в 1908 г. Преподавал в академии историю философии. Принял сан священника в 1911 г. Защитил магистерскую диссертацию, переработанную затем в известную книгу «Столп и утверждение истины» (вышедшею впервые в 1914г.). Был близок к московскому религиозному философскому движению славянофильского направления. С 1912 г. – редактор «Богословского вестника». Уединенно жил с семьей в Сергиевом Пасаде.

Пастырская деятельность

Духовный облик П.А.Флоренского сложился под благодатным покровом преподобного Сергия, потому и в творчестве своем, и в личной жизни он всегда прибегал к молитвам печальника земли Русской. Отсюда – глубокая связь с русской церковностью, русской культурой, русским народом.

«Есть <…> тонкое очарование Лавры, - писал отец Павел, - которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир. Тут… чувство истории, и ощущение народной души и восприятие в целом русской государственности. Это <…> конспект бытия нашей Родины… здесь Россия ощущается как целое».

И вот под сенью Лавры 23 апреля 1911 г. ректор МДА епископ Феодор рукоположил П.А.Флоренского во диакона, а на следующий день – во священника.

Об этом событии он пишет в письме к В.В.Розанову: «Что значит почувствовать на себе руку епископа, непосредственно соединенного, телесно, физически с другим Епископом, с Апостолами, с Самим Христом. Ведь… чувствуешь… буквально руку Христа Самого…

Первоначальное служение о. Павел проходил в храме Богородицы (в 2,5км от Лавры). В это время в Сергиевом Пасаде было открыто Убежище (приют) престарелых сестер милосердия Красного Креста. Почетный председательницей совета стала Великая Княгиня Елизавета Федоровна, которая принимала самое непосредственное участие в устройстве Убежища, так и во всех его делах. Великая Княгиня пригласила о. Павла к себе для знакомства. 19 мая 1912 г. отец Павел служил литургию в храме Марфо-Мариинской обители.

Великая Княгиня Елизавета Федоровна не раз встречалась с о.Павлом, просила его советов по иконописанию, интересовалась его творчеством.

В начале 1915 г. о. Павел был командирован «для исполнения пастырских обязанностей при походной церкви санитарного поезда Черниговского дворянства», который был снаряжен по инициативе Великой Княгини. Наряду с церковными службами, о. Павел дежурил как обыкновенный санитар. 15 февраля 1916 г. (в связи с поездкой и, вероятно, к 25-летнему юбилею принятия Великой Княгиней Православия), священник Павел Флоренский был награжден правом ношения знака Красного Креста.

Кроме этого, за годы священнослужения он был награжден другими церковными наградами.

По воспоминаниям архиепископа Сергия (Голубцова), богослужения, совершавшиеся о. Павлом, запомнились ему на всю жизнь, поразили глубокой одухотворенностью, красотой и благоговением.

Современников поражало, как дар священства, став средоточием личности о. Павла, преобразил все его способности и силы: телесные, душевные, духовные и умственные. Сохранились также свидетельства о тех особых случаях из их жизни, когда Бог подавал им через о.Павла благодатную помощь. В литературе об о. Павле есть их описание. Это свидетельствует, что в основе творчества о. Павла – не отвлеченные кабинетные размышления, а глубокие переживания благодатного опыта Церкви.

«Священство о. Павла, - писал протоиерей Сергей Булгаков, - не имело для себя примеров в истории русской интеллигентской общественности...»

Вокруг о. Павла сложился круг друзей и знакомых, которые стремились направить блестящую, но разноликую русскую культуру начала ХХ века в ограду церкви (епископ Феодор Позднеевский, Ф.К.Андреев, С.Н.Булгаков, В.Ф.Эрн, священник А.В.Ельчанинов, М.А.Новоселов, Вл.А.Кожевников, Ф.Д.Самарин, С.А.Цветков, Е.Н.Трубецкой, Г.А.Рачинский, П.Б.Мансуров, Л.А.Тихомиров, А.С.Мамонтова, Д.А.Хомяков, протоиерей Иосиф Фудель).

Первым, проложив интеллигенции дорогу к православному священству, о. Павел явился связующим звеном между духовенством и образованным обществом, искавшим духовные опоры в Церкви. Многих о. Павел обратил к вере, многих предостерег и удержал от гибельного пути. Гонения на веру и церковь Божию начались вскоре после революции. О. Павел мужественно встал на защиту святынь Церкви и духовного достояния России. Особым церковным послушанием о. Павла в эти годы было сокрытие главы преподобного Сергия Радонежского. В 1918 г. он вошел в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры и тем способствовал ее сохранению от уничтожения.

Братия была выселена из Лавры в ноябре 1919 г. и не имела доступа к опечатанным храмам. А в 1920 г. нависла угроза уничтожения над мощами святого Сергия Радонежского. Святейший Патриарх Тихон и наместник архимандрит Кронид обратились за помощью к о. Павлу Флоренскому и графу Ю. А. Олеуфьеву. Оба, являясь членами комиссии, скрыли честную главу Преподобного. При открытии Лавры в 1946 г. глава Преподобного была возвращена в обитель. Казалось бы, какие простые строки: «скрыли честную главу». За этими словами: личное мужество, подвиг каждого, благодаря которому многие поколения православных людей со всего света могут поклониться и приложиться к святым мощам Преподобного Сергия.

Аресты, лагеря, мученическая кончина

Совершенно очевидно, что судьба о. Павла Флоренского была предопределена его верой во Христа и саном священника Православной Церкви. Систематической травле о. Павел подвергался в течение 15 лет (1918-1933). Уже 18 декабря 1919 г. Наркомат юстиции поручил Сергиевскому политбюро установить «тщательное наблюдение» за Флоренским. В январе 1920 г. Комиссия по охране Лавры, ученым секретарем которой он являлся, была сформирована, а ее деятельность представлена как контрреволюционная попытка создания «Православного Ватикана».

Наиболее жестокой и антинаучной травле о. Павел был подвергнут за книгу «Мнимости в геометрии» (1922г.). Книга о. Павла находилась в русле новейших достижений науки того времени. Религиозно-философское значение этого вывода состояло в том, что Земля рассматривается не случайной пылинкой, но центром Вселенной, а человек – сосредоточием творения.

Первый арест о. Павла был произведен 21 мая 1928 г. в связи с так называемым сергиевопосадским делом. Но вскоре его освободили по ходатайству Е.П.Пешковой (1-я жена Горького), руководителя отделения СССР Политического Красного Креста.

В феврале 1933 г. о. Павел был вновь арестован как обвиняемый по делу №2886 «О контрреволюционной национал-фашистской организации». O. Павлу не был объявлен приговор. Он узнал его только на этапе – 10 лет лагерей.

Почти во всех «Показаниях» о. Павла это попытка доказать отсутствие состава преступления и обличить тех, кто проходил по делу. С точки зрения процессуальной это была единственная возможность оправдаться, не затрагивая других лиц, вовлеченных в судебный фарс.

Несомненно, он писал эту работу и в расчете на то, что рано или поздно будет суд истории, и пред этим судом он должен предстать в своих истинных взглядах. Под угрозой смерти при тюремных попытках и издевательствах, о. Павел Флоренский написал философско-политический трактат «Показания», который по содержательной стороне и стилистической емкости может быть поставлен в ряд классических работ Л.А.Тихомирова, И.А.Ильина, А.И.Солженицына.

15 августа 1933 г. о. Павел был отправлен по этапу в восточно-сибирский лагерь «Свободный» и был приписан к научно-исследовательскому отделу управления БАМЛАГА.

В феврале 1934 г. о. Павел был переведен на Сковородинскую опытную мерзлотную станцию. Его исследования заложили основы научной дисциплины - мерзловедения. Вся последующая лагерная жизнь о. Павла Флоренского убеждает, что никогда в нем не угасал научный интерес к тем проблемам, с которыми его сталкивала жизнь.

С ноября 1934 г. о. Павел был направлен в Соловецкий лагерь. За о. Павлом была установлена постоянная слежка и донесения о его разговорах посылались в Москву. О. Павла направили работать на лагерный завод йодной промышленности. В последние годы жизни о. Павел разрабатывает основы водорослеведения.

В воспоминаниях солагерников о. Павел запечатлен как человек необычайно доброжелательный к окружающим, готовый поделиться с нуждающимися и пайкой хлеба, и своими знаниями, а с ними, у кого открыто сердце – словом Божиим.

Летом 1937 г. началась реорганизация Соловецкого лагеря в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). Началась массовая репрессия. Людей разделили на две категории. Первая подлежала расстрелу. О. Павел подпадал под эту категорию.

25 ноября 1937 г. Особая тройка УНКВД Ленинградской области (Заковский, Гарин, Позерн) постановила: «Флоренского Павла Александровича расстрелять».

8 декабря 1937 г. приговор был приведен в исполнение.

В «Завещании» своим детям, которое о. Павел составлял в 1917-1923 гг. «на случай смерти» убеждает в том, что он предвидел и грядущие испытания России, и свою судьбу.

Завещание отца Павла Флоренского:

1. «Прошу Вас, мои милые, когда будете хоронить меня, - приобщиться Святых Таин в этот самый день, а если уже будет никак нельзя, то в ближайшие дни. И вообще прошу приобщаться вскоре после моей смерти чаще.»

2. «Обо мне не печальтесь и не скорбите по возможности…»

3. «Самое главное, о чем вообще прошу вас, - это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним… Этого не забывайте никогда.»

4. «Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов…»

8. «…Старайтесь чутко прислушиваться и уметь вовремя придти с действительной помощью к тем, кого Вам Бог пошлет, как нуждающихся в помощи. Будьте добры и щедродательны. Когда же вам самим будет плохо, то воззовите к Богу, обратитесь к святым угодникам – к Николаю Чудотворцу, к преподобному Сергию и Серафиму… Верьте, мои милые, что говорю я по многому опыту, - они не оставят вас без помощи.»

11. «…Не завидуйте, мои дорогие, никому. Не завидуйте, это измельчает дух и опошляет его. »

… чтобы ни одна минута вашей жизни не утекала мимо вас без значения и содержания.»

12. «Детки мои милые, не позволяйте себе мыслить небрежно. Мысль – Божий дар и требует ухода за собою. Быть отчетливым и отчетным в своей мысли – это залог духовной свободы и радости мысли».»

Читая строки завещания отца Павла, невольно думаешь, а только ли своим детям оно написано о. Павлом. И думается, что всем нам, грядущим поколениям.

Он избрал Родину

Почему же отец Павел не эмигрировал вместе со значительной частью русской интеллигенции и духовенства?

У о. Павла была такая возможность – уехать, воссоединиться с семьей, продолжить писать свои научные труды. За него хлопотали бывшие сестры милосердия Красного Креста К.А.Родзянко, Т.А.Шауфус, духовные дочери о. Павла. Огромную работу провела Е.П.Пешкова. О.Павел ответил решительным отказом, просил прекратить все хлопоты и, сославшись на апостола Павла, сказал, что надо быть довольным тем, что есть (Флп 4,11).

На этот вопрос дал ответ и протоиерей Сергий Булгаков, испытавший горечь насильственного изгнания: «…он нашел для себя обетованную землю у Троицы Сергия, возлюбив в ней каждый уголок своей Родины, России, великой и могучей в судьбах своих … жило в отце Павле. Жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал… Родину. И сам он, и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее ее преступление».


Библиография:

1. Игумен Андроник (Трубачев). Обо мне не печальтесь… Жизнеописание священника Павла Флоренского. – М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2007 г. – 150 с.
2. Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. - М.: 1992 г. – 500 с.
3. Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. - М.: «Лепта», 2002 г. – 812 с.
4. Флоренский Павел, священник. Имена - М.: ООО «АСТ», Харьков «Фолио», 2000. – 448 с.
5. Флоренский Павел, священник. Иконостас. - М.: «Искусство», 1995 г. – 254 с.
6. Александр Стрижев. Юрий Александрович Олсуфьев// Купель, 2002 г. - №3 (19) – с. 20-21.



Ведущий специалист
Ольга Николаевна Мороховец.


Наверх